Электронная библиотекаМолодежь России

О военном образовании в России.
Гардемарины

В этом обзоре речь пойдёт о военно-морском образовании. Всякая великая империя должна иметь выход к морю. 400 лет тому назад наличие у государства собственного флота трудно было переоценить. Несмотря на то, что к концу 17 в. Россия была одной из самых больших стран в мире, доступа к морю она не имела: морской торговый порт был один — Архангельск, возможности которого, с учётом короткого северного лета, были крайне ограничены. Из известной поездки по странам Европы (Великое посольство) Пётр I вернулся с идеей «дать возможность России стать могущественным государством посредством флота». Для чего, кроме постройки кораблей, следовало заняться организацией подготовки собственных морских офицеров, поскольку в первые годы существования российского флота почти все важные должности занимали нанятые за немалые деньги иностранцы, и обучение дворянских детей за границей обходилось казне недёшево.

Сразу начнём с книги. Написана она выдающимся историком русского флота, государственным деятелем, одним из членов Императорского Русского исторического общества Феодосием Фёдоровичем Веселаго. Он сам закончил Морской корпус в 1834 году и как один из лучших выпускников-мичманов был зачислен для продолжения образования в офицерский класс, в котором и был оставлен для дальнейшего прохождения службы.

Это издание — одно из первых исследований истории военно-морского флота России. За это произведение автор заслуженно удостоился Демидовской премии Императорской Академии наук и «высочайшего назначения» заняться обрабатыванием собранных материалов по истории русского флота. Позднее, в 1860-е гг., Ф.Ф. Веселаго, заняв должность воспитателя будущего генерал-адмирала флота великого князя Алексея Александровича, фактически руководил составлением истории Российского флота при Морском министерстве.

Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса
Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса : с прил. списка воспитанников за 100 лет / Ф.Ф. Веселаго. — СПб., 1852. — 398 с.

Читать

В каталоге

Издание юбилейное, история Морского кадетского корпуса от учреждения знаменитой Московской навигацкой школы («Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения» ) в Сухаревой башне до периода царствования императора Николая I (первые 100 лет).

Указ об устройстве Навигацкой школы был подписан 14 января 1701 г. Именно с этого дня «должно считаться начало обучения русских юношей морским математическим наукам». План учреждения школы составлял сам Пётр. В составе школы имелись два отделения: навигацкое и математическое. Первым руководил шотландец — астроном и математик, профессор Генри Фархварсон (в России его стали называть Андреем Даниловичем), вторым — русский учёный-математик Леонтий Филиппович Магницкий. Оба они были не только прекрасно образованные, но и талантливые люди. Фархварсон, молодой профессор Абердинского университета, был представлен Петру в Лондоне в 1698 г. и согласился поступить на русскую службу в качестве преподавателя математики и морских наук. Леонтий Магницкий, крестьянский сын, самостоятельно овладел книжной премудростью, чем обратил на себя внимание монахов, которым возил рыбу, и был принят чтецом в монастырь. Позже окончил Славяно-греко-латинскую академию.

Своей эрудированностью и глубоким знанием математики Леонтий Телятин так поразил Петра I, что царь даровал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

Морские науки преподавали британцы Стефан Гвин и Ричард Грейс (в России их «переименовали» соответственно в Степана Гвына и Рыцаря Грыза), ученики Фархварсона. Они не знали русского языка и читали свои предметы на латыни, из-за чего ученикам приходилось сначала учить язык, чтобы понимать лекции. Кстати, учителям-иностранцам было положено значительное жалование (больше, чем Магницкому), кроме того, Фарварсону было дополнительно обещано за каждого ученика, кончившего с успехом курс морских наук, 50 фунтов стерлингов.

Поначалу в навигацкую школу принимали не только детей дворян, но и «дьячих, подъячих, из домов боярских и других чинов» (кроме крестьян) от 12 до 17 лет. Но поскольку из «домов боярских являлось малое число», то стали принимать и 20-летних. Как отмечает автор, «вместо стремления к общей пользе Великий труженик (Пётр I) часто встречал неохоту и уклончивость» подданных, для блага которых он трудился, и многие дворяне приняли основание новой школы «неприязненно». За уклонения от учёбы были приняты строгие меры (конфискация имений, направление на каторжные работы или «бить сваи» на набережных Невы в новой строящейся столице — Санкт-Петербурге), которые значительно положения не исправили: добровольно в школу являлись в основном разночинцы.

Курс обучения состоял из трёх ступеней: начальной (русской школы), цифровой (арифметической) и высшей (навигацкой). На первой ступени, рассчитанной в среднем на полтора-два года, обучали элементарным правилам грамматики и чтению, Закону Божьему. Вторая ступень — арифметическая — давала основы математических знаний: там обучали арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии, рисованию. Навигаторская ступень предполагала изучение математической географии, астрономии, черчения, геодезии, навигации, судостроения.

Учащиеся высшей ступени проходили обязательную практику на морских судах, судостроительных верфях, участвовали в прокладке дорог. В основе обучения лежала зубрёжка, а в качестве «аргумента» имела место «лоза учительная». Другой причиной, побуждавшей прилежно учиться, было назначение ученикам денежного жалования (кормовые деньги), которое было, как отмечает автор, «вполне достаточное». Занятия, как правило, продолжались весь день. Отдых полагался лишь на рождественских каникулах — с 24 декабря по 7 января. Летом ученики отправлялись на морскую или геодезическую практику. На государственную службу принимались лишь выпускники, окончившие все три ступени. Они назначались на руководящие должности, становились инженерами, строителями судов, геодезистами, дипломатами. Те, кто окончил лишь 1 или 2 ступени (в основном, разночинцы), могли занимать должности писарей, счетоводов, мастеровых (поскольку навигацкая школа была «потребна не только единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе»).

Первый выпуск состоялся в 1705 году (64 человека), а к 1716 году учреждение окончило уже 1200 человек.

Навигацкая школа оставалась главным военным учебным заведением до 1715 г., когда встал вопрос об основании морского училища в новой столице, поближе к морю и флоту. В 1715 г. в Санкт-Петербурге на основе высших классов школы была открыта Академия морской гвардии (Морская академия). А навигацкая школа осталась «морским приуготовительным училищем», поскольку к этому времени другие школы (артиллерийская, инженерная и др.) уже от неё отделились и стали самостоятельными учебными заведениями.

Основной костяк слушателей Морской академии составили выпускники Московской навигацкой школы. Прибыли также учащиеся Новгородской и Нарвской навигацких школ. Большинство из них были дворянами. Именно для выпускников академии в 1716 году Пётр I учредил позаимствованное у французского флота звание гардемарина, которое в переводе означало «морской гвардеец». Оно присваивалось только выпускникам Академии морской гвардии, которые составляли гардемаринскую роту. По своему служебному значению гардемарины были почти то же самое, что флотские унтер-офицеры, но гардемарины (по окончании учёбы) имели право претендовать на присвоение первого морского офицерского чина мичмана, на что простой унтер-офицер права не имел. Обязательным условием присвоения мичманского звания, кроме успешной сдачи экзамена, было участие в плавании (морская практика), где гардемарины исполняли обязанности матросов с условием, что четыре часа в день они будут осваивать обязанности офицеров (на обучение всего курса полагалось 6 лет и 9 месяцев).

По правилам, введённым Петром I, претендовать на офицерское звание гардемарины могли только после двух плаваний — в чинах старшего и младшего гардемарина (позже — спустя семь лет службы). Что было совсем не просто, поскольку из-за малого количества боевых кораблей многие служили при портах на унтер-офицерских (сержантских) должностях, «при этом гардемаринам, находящимся в портах, необходимо было самим хлопотать о своём учении, так как при недостатке средств и равнодушии исполнителей регламента об обучении гардемарин в портах не исполнялось: общих классных занятий не было, а всякий учился, как умел».

После смерти Петра I и флот, и Морская академия начали приходить в упадок. Штат гардемарин был значительно сокращён, но они продолжали служить на судах и береговых заведениях Морского ведомства. Постепенно на службе осталась только одна гардемаринская рота. Дворянство вообще не желало служить на флоте, а после учреждения сухопутного кадетского корпуса, где было закреплено право производства в офицеры «не быв в солдатах, матросах и других нижних чинах», предпочитало отправлять своих «недорослей» туда. Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, в декабре 1752 г. был учрежден «для государственной пользы» Морской шляхетский кадетский корпус на базе Морской академии. Принимались туда теперь только дворяне; воспитанники первого выпускного класса именовались гардемаринами, второго и третьего — кадетами.

И так дальше, от императора до императора (императрицы), об их роли в восстановлении престижа «мореходного» образования в России. Каждому этапу посвящена отдельная глава: Навигацкая школа, Академия морской гвардии, Морской шляхетский кадетский корпус, Морской кадетский корпус. Исследование чрезвычайно подробное. Сведения приводятся самые разные: о расписании занятий и учебном плане, составе воспитанников, директорах, преподавателях, воинских традициях и торжественных ритуалах. Особенно восторженно Ф.Ф. Веселаго пишет о последних 27 годах, «в продолжение которых Корпус имеет счастье пользоваться отеческим вниманием» государя-императора Николая 1 (1825–1852 гг.), тем более что сам Ф.Ф. Веселаго был воспитанником корпуса как раз в этот период. И конечно, значительная часть повествования посвящена знаменитым выпускникам — воспитанникам Навигацкой школы, Морской академии и Морского кадетского корпуса, имена которых большинству из нас сегодня, к сожалению, неизвестны, с подробным описанием их заслуг перед отечеством.

Это не только военные флотоводцы, такие как адмирал Ф.Ф. Ушаков (за время командования флотом не потерял ни одного корабля, ни один моряк под его началом не попал в плен) и адмирал Д.Н. Сенявин (потомственный моряк, участник почти всех войн при Александре I), но также мореплаватели и исследователи, благодаря которым был издан первый географический атлас Российской Империи: С. Г. Малыгин, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, Д. Я. и Х. П. Лаптевы (участники Великой северной экспедиции, нанесли на карту значительную часть северного побережья евразийского материка, исследовали одно из крупнейших арктических морей, позже названное морем Лаптевых), С. И. Челюскин (участник этой же экспедиции, в честь которого названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин), М. С. Гвоздев, А. И. Чириков (первым из европейцев достиг западного побережья Северной Америки), А. И. Нагаев (составил первые карты Берингова моря, а также первый атлас с подробной лоцией Балтийского моря), А.Ф. Крузенштерн (открыл эпоху русских кругосветных путешествий, которые в XIX веке выдвинули Россию на первое место в научном освоении Мирового океана) и многие другие прославившие Россию офицеры.

Приложением дан полный список воспитанников Морского кадетского корпуса, выпущенных мичманами за все 100 лет его существования.

Несмотря на то, что сам Ф.Ф. Веселаго отмечал, что в трудах своих он всегда строго держался источников, не позволяя себе «для полноты описания делать какие-то прибавления» , и потому «многие события поэтические и грандиозные, по недостатку точных подробных сведений переданы в сухих очерках, единственное достоинство которых состоит в их исторической верности», некоторые фрагменты книги написаны очень живо и не лишены определённой художественности. Особенно когда речь идёт о военных сражениях, а также географических экспедициях (кругосветных и полукругосветных плаваниях), в результате которых были совершены новые географические открытия.

Большой надежды на то, что сегодня найдётся читатель, который будет вдумчиво и заинтересованно читать эти «Очерки» от первой до последней страницы, у нас нет, но пролистать можно. В книге много иллюстраций (портреты, батальные и жанровые сцены, карты и пр.). Те, кого чтение совсем не увлечёт, могут посмотреть документальный фильм «Феодосий Веселаго. Наука о приключениях и подвиге» из цикла «НАСТОЯЩЕЕ-ПРОШЕДШЕЕ (поиски и находки)» на youtube-канале Российского исторического общества.

Чтобы картина была полной, рассмотрим следующую книгу.

Коротков А.С. Морской кадетский корпус
Коротков А.С. Морской кадетский корпус [Краткий исторический очерк с иллюстрациями] / сост. А.С. Коротков. — СПб., 1901. — 242 с.

Читать

В каталоге

В 1901 году Морской кадетский корпус отмечал свой 200-летний юбилей. Специально к знаменательной дате и была выпущена эта книга. Первая половина во многом позаимствована из очерка истории Морского кадетского корпуса Ф.Ф. Веселаго. Вторая — из исследования военно-морского историка Н.А. Коргуева «Обзор преобразований Морского кадетского корпуса с 1852 г.». А также использованы данные из архивов Морского министерства и Морского корпуса. И в отличие от очерка Ф.Ф. Веселаго, здесь присутствуют воспоминания бывших воспитанников корпуса, что очень оживляет повествование (каких кадет называли «задорными», кто такие «старикашки» и «рябчики» и другие подробности о быте и нравах воспитанников в разные годы).

В книге множество рисунков, гравюр, фотографий, портретов выдающихся личностей, имеющих отношение к Морскому кадетскому корпусу и российской военной истории вообще.

В заключительной части очень подробно (в стиле репортажа) описаны торжества по случаю двухсотлетия Навигацкой школы, впоследствии преобразованной в Морской кадетский корпус. Тут обо всём. И об учреждении особого нагрудного знака с правом ношения на левой стороне груди «…всем состоящим в Корпусе в день юбилея лицам в офицерских и классных чинах по учебному, административному и строевому составу Корпуса и священнослужителям; воспитанникам, состоящим в специальных классах Корпуса в день юбилея, но не ранее, как по окончании ими курса в этом Корпусе и по производстве в офицеры». И об официальном открытии и освящении памятника Петру Великому, выполненному в бронзе известным скульптором М.М. Антокольским, о торжественной церемонии прибивки к древку нового корпусного знамени, пожалованного Николаем II Морскому кадетскому корпусу по случаю юбилея (первый серебряный гвоздь вбил сам император, остальные — императрица, великие князья, руководитель Морского министерства и директор корпуса). И о спектакле для приглашённых (в Мариинском театре, опера «Евгений Онегин»), в котором роль Онегина исполнил солист императорских театров, бывший выпускник Морского кадетского корпуса Н.Н. Фигнер. Завершились юбилейные торжества грандиозным балом — было приглашено более шести тысяч гостей.

«Все залы были красиво убраны… играли четыре оркестра музыки. В 10 часов бал удостоили своим присутствием Их Императорские Высочества Августейший шеф Корпуса Великий Князь Алексей Александрович, Великие Князья… Августейшие гости были встречены при входе управляющим Морским министерством, начальником Главного морского штаба, директором Корпуса и другими начальствующими лицами. Музыка заиграла полонез, и Их Императорские Высочества вошли в зал под звуки польского полонеза из оперы „Жизнь за Царя“».

Пробыв около часу, высокие гости отбыли с бала, а молодёжь продолжала танцевать «всюду, где позволяло место… всем присутствующим дамам раздавались букеты цветов». Этим блестящим балом и закончились юбилейные торжества, «оставившие неизгладимые следы в памяти кадет, присутствующих на юбилее».

Так Морской кадетский корпус вступил в третье столетие своего существования, но продлился последний период всего 17 лет, полных событий по большей части печальных: поражение в Русско-японской войне, Первая мировая война, революция и распад Российской империи.

С началом Первой мировой войны (в конце лета и осенью 1914 г.) в Морском корпусе было произведено два досрочных выпуска: 259 гардемарин с присвоением звания мичмана. Воспитанники корпуса достойно проявили себя во время боевых действий. Всего за период 1915–1917 гг. Морской корпус окончило 500 человек. Последний выпуск мичманов был произведён 27 мая 1917 г.

Временное правительство переименовало Корпус в морское училище, а в марте 1918 года уже советское правительство (в связи с принятием декрета о роспуске старого флота) расформировало его. Все офицеры и преподаватели, а также гардемарины и кадеты были уволены.

Но этим славная страница истории Российского флота не была закрыта. Осенью этого же года на базе бывшего Морского училища были созданы Курсы командного состава флота (ККСФ). Слушатели туда набирались в основном из матросов, которых предполагалось подготовить к исполнению командирских обязанностей всего за 4 месяца. Ожидания не оправдались, слишком мало времени было отведено на подготовку, и в 1919 году курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический — механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь (возраст поступающих из числа гражданской молодёжи — 18 лет, из числа военных моряков — 26 лет). Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов. Первый выпуск состоялся в июле 1922 г., а в октябре училище было преобразовано в Военно-морское училище с целевой установкой: подготовка командиров-единоначальников для военно-морской службы (без разделения на специальности). В 1926 г. училищу присвоили имя Михаила Васильевича Фрунзе. А для слушателей было введено воинское звание «курсант». Окончившим старший курс училища присваивалось звание «корабельный курсант». После стажировки на боевых кораблях и сдачи экзамена им присваивалось звание «командир РККФ» (с 1936 г. — «лейтенант»).

Сегодня бывший Морской корпус носит название Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала флота советского союза Н.Г. Кузнецова» и по-прежнему является старейшим высшим учебным заведением в России (четвертое столетие со дня основания Петром I Навигацкой школы).

Для самостоятельного исторического анализа, чтобы оценить, остался ли современный нам военно-морской институт верен традициям своего славного прошлого, мы отобрали ещё две брошюры.

Правила приема и программы курсовых и вступительных экзаменов в старший и средний образовательные классы Морского Его Императорского Высочества наследника Цесаревича училища
Правила приема и программы курсовых и вступительных экзаменов в старший и средний образовательные классы Морского Его Императорского Высочества наследника Цесаревича училища. — Пг., 1917. — 85 с.

Читать

В каталоге

Книжка очень знаковая, свидетель последней перед падением Российской империи реформы флотского образования.

Обратите внимание, на обложке и в тексте слова «Его Императорского Высочества наследника Цесаревича училища» везде зачеркнуты, что указывает на то, что пособием пользовались уже после 1917 г..

6 ноября 1914 г. Николай II лично принимал парад в Морском корпусе по случаю корпусного праздника и назначил шефом корпуса наследника Цесаревича. В 1916 г. корпус был разделен на две части — кадетские роты и собственно Морской корпус. Общеобразовательные кадетские роты переводились в Севастополь, где началось строительство Морского кадетского корпуса. Незамерзающее море должно было позволить кадетам во время учебного года проходить практику на учебных и боевых кораблях, более продуктивно изучать морское дело. А Морской корпус в Санкт-Петербурге был переименован в «Морское Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича училище», состоявшее только из специальных классов (с 1917 г. приём в кадетские роты в Санкт-Петербурге должен был быть прекращён).

«Морское Его Императорского Высочества наследника цесаревича Училище имеет целью дать воспитание и образование молодым людям, готовящим себя к военно-морской службе офицерами флота… Училище принадлежит к разряду высших специальных учебных заведений и состоит в ведении Морского Министерства».

Гардемаринам, окончившим курс специальных классов, после практического плавания в звании корабельного гардемарина и успешной сдачи практического экзамена присваивался первый офицерский чин мичмана. Что важно, лица, получившие таким образом офицерское звание, обязаны были в качестве возмещения за полученное образование отслужить на флоте полтора года за каждый год пребывания в училище. Далее, как в любом справочнике для поступающих, даны правила приёма, программы вступительных экзаменов и приложения — требования к состоянию здоровья поступающих, формы прошений и правила приёма «своекоштных» воспитанников (которые не набрали достаточное количество баллов, чтобы учиться за счёт казны, но могли, при наличии вакансий, учиться за свой счёт — 450 рублей в год) и стипендиатов.

Морской кадетский корпус в Севастополе просуществовал всего один год. В мае 1917 г. кадеты были распущены на каникулы, и за это время распоряжением Временного правительства корпус был закрыт, а воспитанники переведены в Петербург в Морское училище, которое, в свою очередь, как было рассказано выше, чуть позже также прекратило своё существование.

И в заключении расскажем о современном пособии для поступающих в военно-морские институты РФ.

Военно-морские институты. Пособие для поступающих
Военно-морские институты (Пособие для поступающих). — Санкт-Петербург : ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2022. — 53 с.

Читать

В каталоге

«Военно-морской флот — главная составляющая и основа морского потенциала Российского государства. Он предназначен для поддержания стратегической стабильности, защиты национальных интересов России в Мировом океане и обеспечения надежной безопасности страны с морских и океанских направлений».

Немного истории. В 1998 году в результате объединения Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола был создан Санкт-Петербургский военно-морской институт.

В 2001 г. ему было присвоено название «Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт». А в 2012 г. приказом Министра обороны РФ он был переименован в Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

В пособии представлена информация о военно-морских учебных заведениях высшего и среднего звена, о требованиях к поступающим и о том, как проходят вступительные испытания и процесс зачисления в вуз. А кроме того, дана подробная информация о специальностях, по которым проводится обучение. И также, как в справочнике 1917 г., приложением даны образцы и примеры заполнения необходимых для поступления документов, требования к здоровью кандидата с перечнем необходимых медицинских справок, таблицы начисления баллов за выполнение отдельных физических упражнений, а также перевода этих баллов в 100-балльную шкалу.

«Если Вы решили поступить в военно-морской институт для обучения на факультетах с полной или средней военно-специальной подготовкой, если желаете стать офицером или мичманом Военно-морского флота России, то это пособие для Вас».