Электронная библиотекаМолодежь России

О военном образовании в России.
Юнкера

Второй обзор, посвящённый истории среднего военного образования в Российской Империи, — о юнкерах, «лицах, перешагнувших в юношеский возраст, или в уже летах полной возмужалости». Первые юнкерские училища появились в России 1864 г. в ходе военных реформ 1856—1874 гг. Целью этих военных реформ было повышение боеспособности и боеготовности российской армии и одновременно максимальное сокращение государственных военных расходов.

Решено было сократить численность армии в мирное время при обеспечении достаточного резерва хорошо подготовленных военнослужащих (запаса), подлежащих мобилизации в военный период. На это была направлена, в частности, и реформа военных учебных заведений. Раньше примерно треть необходимого числа офицеров обеспечивали выпускники кадетских корпусов. Одной из целей учреждения кадетских корпусов была подготовка для армии образованных офицеров, однако их выпускники часто отличались «совершенным неведением военного быта и воинской дисциплины, пренебрегали исполнением служебных обязанностей и самою службой, нередко относились с неуважением к старшим и вообще вносили с собою такое нравственное направление, от которого можно было опасаться вредных последствии для самой армии. Вместо того, чтобы быть руководителем солдат и надёжным помощником начальника, офицер, выпущенный из корпуса, сам нередко нуждался в дядьке; самоуверенность же, развитая в нём, препятствовала ему на службе приобрести необходимую практическую подготовку». Большую часть войсковых офицеров составляли молодые люди, поступившие на службу «нижними чинами» и через некоторое время выдержавшими экзамен на офицерский чин. Эта группа имела достаточные практические и строевые навыки, но уровень общего образования их был гораздо ниже, чем у выпускников военно-учебных заведений.

Военный министр Д.А. Милютин, один из главных авторов реформ, считал, что общеобразовательных военно-учебных заведений в военном ведомстве не должно быть вообще: «Воспитание отроков должно совершаться дома и в заведениях гражданских. Заведения же собственно военные могут существовать только с одной целью: доставлять научное, специальное образование тем молодым людям, кои почувствуют в себе призвание к военной службе». Поскольку военное воспитание, основанное на жёсткой дисциплине, может дать положительные результаты исключительно в зрелом возрасте, когда юноша занимается специальными предметами осознанно. А в детском возрасте «когда характеру предстоит ещё образовываться, стеснение его развития дисциплиной наносит существенный ущерб нравственным качествам юноши». В ходе реформы кадетские корпуса были разделены на военные гимназии (общеобразовательный курс) и военные училища, которые имели уже чисто военную организацию. Основной контингент поступающих туда составляли выпускники военных гимназий. Согласно Положению о военных училищах, утверждённому в 1867 г., приём в них производился из среды привилегированных классов, освобождённых от рекрутской повинности (при Александре II в 1862 г. от рекрутской повинности были освобождены дворяне, а позже купцы и духовенство). Часть юнкеров, примерно треть, набиралась из числа окончивших средние учебные заведения гражданского ведомства.

В военные училища принимались неженатые молодые люди в возрасте от 17 до 28 лет. Продолжительность обучения составляла два года. Окончившие училища по первому разряду получали чин подпоручика, по второму — прапорщика. Обучение воспитанников состояло из практических и теоретических занятий, распределённых на два года. В младшем классе программа предусматривала подготовку унтер-офицеров, а в старшем классе — инструкторов-офицеров. Учебный план военных училищ состоял в основном из специальных военных предметов и частично из общеобразовательных, причём последние непрерывно подвергались сокращению по мере увеличения их объёма в военных гимназиях. По окончании курса наук юнкера делились на три разряда согласно оценкам, полученным на выпускных экзаменах. Окончившие по 1-му разряду выпускались в части армейской пехоты подпоручиками; имеющие по наукам средний балл не менее 9, и по строевой подготовке — не менее 11 баллов, удостаивались права быть произведёнными в подпоручики гвардии. Окончившие по 2-му разряду выпускались в части армейской пехоты подпоручиками без старшинства, а по 3-му разряду — переводились из училища в части армейской пехоты унтер-офицерами, с правом на производство по представлению своего начальства в подпоручики без экзамена, но лишь через 6 месяцев. Юнкерам, подлежащим «согласно успехам в науках и хорошей нравственности» производству в офицеры, но признанным по состоянию здоровья негодными к военной службе, одновременно с производством в офицеры присваивался соответствующий гражданский чин.

Однако полностью эти преобразования — разделение кадетских корпусов на военные гимназии и военные училища — проблемы не решили. Из-за перегруженности учебной программы не каждый юнкер успевал за два года овладеть знаниями, необходимыми для будущего командира полка. Кроме того, многие выпускники, прослужив совсем короткое время, подавали в отставку, а средства на их подготовку уже были потрачены. Поэтому было принято решение об учреждении юнкерских училищ:

«Настоятельность учреждения юнкерских училищ обуславливается огромным числом тех молодых людей, которые, поступая прямо в полки, на различных правах с производством своим в офицеры вносят в войска полное отсутствие общего, а тем более военного образования. Число этих лиц с упразднением некоторых кадетских корпусов и уменьшением нормальной цифры выпускаемых из них офицеров должно ещё более возрасти, а потому в настоящее время настоятельнее ещё, чем прежде, необходимо прийти к ним на помощь и доставить им средства к соответственному с требованиями службы подготовлению».

Д.А. Милютин в докладе по Военному министерству,

Милютин настаивал, что «главным рассадником офицеров армии» должны стать именно юнкерские училища. И в сентябре 1864 г. первые училища были открыты. Основой для их деятельности стали «временные правила», разработанные специальной комиссией под председательством П.О. Бобровского, автора нашей первой книги.

Бобровский П. Двадцатипятилетие юнкерских училищ (20 сентября 1864 по 1889 г.)
Бобровский П. Двадцатипятилетие юнкерских училищ (20 сентября 1864 по 1889 г.) / П. Бобровский. — СПб., 1889. — 56 с.

Читать

В каталоге

В представленной книге с чисто военной обстоятельностью дан подробный рассказ о деятельности и развитии юнкерских училищ; основных принципах военного воспитания и обучения; приведены некоторые статистические сведения, позволяющие судить об эффективности образовательного процесса, а также немного сведений об организации быта и повседневной жизни юнкеров.

Автор книги генерал-лейтенант П.О. Бобровский принимал самое активное участие в реформировании системы военного образования и организации деятельности юнкерских училищ в частности (в том числе он автор фундаментального многотомного труда «Юнкерские училища», сжатым вариантом которого является данное издание). Но не только. П.О. Бобровским были подготовлены и изданы многочисленные военно-исторические исследования: по военному праву, военной статистике и даже истории церкви.

«Прошло уже 25 лет со времени объявления по военному ведомству Высочайшей воли об учреждении юнкерских училищ для образования офицеров на службу в армии их среды вольноопределяющихся… Высочайше одобренное положение об юнкерских училищах имеет целью дать вольноопределяющимся способы и средства для образования из них офицеров, воспитанных в правилах воинской дисциплины, знающих строевую службу и настолько сведущих в военном деле, чтобы они могли исполнять свои обязанности и в мирное, и в военное время».

В развитии юнкерских училищ автор выделяет два периода, «отделённых друг от друга резкой гранью»: с 1864 г. по 1874 г. — организационный, когда училища создавались в разных родах войск (пехоте, кавалерии, артиллерии, в казачьих войсках), и второй — с 1874 г. по 1889 г., когда в Российской империи был утвержден «Устав о всеобщей всесословной воинской повинности», в результате чего был сокращён срок службы в армии. Теперь общий срок военной службы в сухопутных войсках равнялся пятнадцати годам, на флоте — десяти, из которых действительная военная служба равнялась шести годам на суше и семи — на флоте; в запасе — девяти годам на суше и трём — на флоте. Соответственно требования к подготовке младших офицеров как «учителей солдат» возросли.

«Положение о юнкерских училищах», утверждённое в 1868 г., определяло три категории лиц, которые могли быть зачислены в училища без вступительных экзаменов: выпускники высших и средних гражданских учебных заведений; выпускники военных гимназий; юноши, переведённые юнкерами в войска из военных училищ за неуспеваемость, но не имевшие серьёзных дисциплинарных проступков (но до поступления в училища абитуриенты должны были не менее трёх месяцев отслужить в войсках унтер-офицерами). Все остальные претенденты сдавали приёмные экзамены. Не сложные, например, по арифметике надо было знать четыре действия с целыми цифрами и дробями и русские меры длины, а по русскому языку — уметь различать части речи, хорошо читать, пересказывать прочитанное и «писать под диктовку так, чтобы каждый мог разобрать написанное». Учебный курс был рассчитан на два года. Программа включала: обучение грамоте, курс математики и элементарной геометрии, географию, историю. Главный упор делался на изучение военных наук — тактики, ручного оружия, артиллерии, топографии, военной администрации, судопроизводства и уставов. Военное ведомство привлекало к обучению юнкеров лучших представителей из преподавателей и офицеров, поскольку для успешного преподавания одного знания предмета недостаточно, а ученика «приохочивает к знаниям не столько учебная книга, сколько живое слово учителя». Главной целью преподавателей была выработка у учащихся навыков самостоятельной учебной работы.

«Учебный план юнкерских училищ представляет своеобразный характер, ибо в них сначала приходится учить умению учиться, а потом прилагать это умение к изучению необходимого».

По окончании курса также сдавались экзамены. Сроки и порядок производства выпускников юнкерских училищ в офицеры определялись успехами в учёбе и уровнем образования, в соответствии с которыми они делились на два разряда. К первому разряду относились те, кто при 5-балльной системе оценок набирал на итоговых экзаменах в среднем 4 балла. Они производились в офицеры в своих воинских частях «вне вакансий» (таких было немного). Зачисление во 2-й разряд зависело не только от успеваемости, но и от образования, полученного ранее, до зачисления в училище. Лица, имевшие аттестат об окончании среднего учебного заведения, должны были на экзаменах набрать не менее трёх баллов по всем предметам в среднем и не менее трёх баллов по военным дисциплинам в отдельности. К юнкерам, не имевшим аттестатов, предъявлялись немного более жёсткие требования. Им надлежало набрать не менее трёх баллов не только по военным дисциплинам, но также и по русскому языку. Все выпускники 2-го разряда производились в офицеры только на вакансии. До производства они именовались портупей-юнкерами (с 1880 г. — подпрапорщиками). На самом деле, поскольку большинство «второразрядников» не имело требуемого образовательного ценза, ждать вакансии им приходилось достаточно долго, особенно по сравнению с выпускниками военных училищ.

На всём протяжении своего существования юнкерские училища сталкивались с проблемой недоукомплектования (в книге представлены статистические материалы).

«В первые годы по учреждении училищ, вольноопределяющиеся поступали туда неохотно; им не нравились строгий внутренний порядок, неуклонное преследование пороков, лености и нерадения; но эта внутренняя борьба училищ с закоренелыми предрассудками, видимо, ослабила их к концу первого пятилетия…»

Затем положение изменилось, в том числе и потому, что производство в офицеры лиц, не имевших определённой общеобразовательной подготовки, а также необходимых военных знаний (за выслугу лет), было прекращено. Уже к началу 1870-х годов вакансии в юнкерских училищах заполнялись практически полностью, а желающих поступить было ещё больше. Но теперь причиной некомплекта было то, что многие абитуриенты в силу слабой подготовки не могли быть приняты «при всей снисходительности училищ». Большим был и отсев в процессе обучения.

После введения всеобщей воинской повинности изменились правила приёма на службу вольноопределяющихся, т. е. потенциальных абитуриентов. Теперь все они делились на три разряда по уровню образования: к 1-му относились выпускники высших учебных заведений, специальный список которых помещался в приложении к манифесту (о введении общей всесословной воинской повинности). Для них общий срок выслуги в нижних чинах устанавливался в три месяца, после чего они могли держать экзамен на офицерский чин. Вольноопределяющимися 2-го разряда могли стать выпускники средних учебных заведений (срок выслуги офицерского чина в шесть месяцев). И 3-й разряд составляли лица с неполным средним образованием, которым уже для самого зачисления в вольноопределяющиеся нужно было держать экзамен, а затем прослужить не менее трёх лет и только потом сдавать экзамен на офицерский чин. Но поступать в юнкерские училища имели право вольноопределяющиеся всех трёх разрядов, причём для зачисления выслуги не требовалось, она требовалась только для производства в офицеры.

В целом, как отмечает автор, все 25 лет существования юнкерских училищ деятельность военного ведомства была направлена на привлечение в эти военно-учебные заведения абитуриентов с более высоким образовательным цензом. Бобровский отмечает высокую мотивированность воспитанников юнкерских училищ:

«Зайдите в какое угодно училище и присмотритесь к усердию и старанию, с каким работают в вечерние часы и 34-летний юнкер, служивший немало лет унтер-офицером, и 16-летний, сидящий рядом с ним юноша, оставивший непосильное по его дарованиям обучение… И большие и малые, и богатые и бедные, и гимназисты и семинаристы, и прочие, большей частью не дошедшие и до 5-го класса в гимназиях или же окончившие курс военных прогимназий, духовных и уездных училищ и даже не бывшие никогда в школе, — все они упорно сидят над работой, с любовью отдаются труду… хорошо сознавая, что здесь, в этих стенах, после многих, может быть, неудач в жизни решается теперь, в эти два года, их участь — быть или не быть офицерами, выйти по 1-му или 2-му разряду или же быть отчисленными за неуспехи в полк».

Да, с такими учащимися приходится работать больше, чем «с лицами законченного высшего образования». Но для укомплектования армии офицерами этот источник служил и будет служить «главным резервуаром особенно в минуту трудную, во время войны». В исторически короткие сроки, за 25 лет, при достаточно скудном финансировании юнкерские училища смогли обеспечить армию подготовленными строевыми офицерами: «Близко ли, далёко ли то время, когда в контингенте поступающих из войск вольноопределяющихся поднимется уровень образования на высоту среднего — покажет будущее».

П.О. Бобровский заканчивает историю юнкерских училищ 1889-м годом, когда первоочередные задачи пополнения офицерского корпуса были в основном решены. Теперь перед военным ведомством стояла задача уровнять образовательный ценз и, соответственно, права выпускников юнкерских и военных училищ, чтобы устранить очевидную «второразрядность» первых.

В 1901 году было принято «Положение Военного совета о преобразовании юнкерских училищ в военные училища». Часть двухклассных юнкерских училищ была преобразована в трёхклассные с одним общим и двумя специальными классами, часть закрыта. Приём в них теперь был разрешён не только нижним чинам из войск, как было раньше, но и молодым людям всех сословий, непосредственно после окончания учёбы, без прохождения службы нижними чинами. Для этого им требовалось образование, дававшее право поступать на военную службу нижними чинами — вольноопределяющимися. Успешно окончившие юнкерские училища стали производиться в офицерский чин сразу по выпуску, как и выпускники военных училищ. В 1910 г. были утверждены новые учебные программы, фактически уровнявшие курсы юнкерских и военных училищ, после чего все действующие юнкерские училища были переименованы в военные.

Очерк П.О. Бобровского будет интересен тем, кто серьёзно интересуется отечественной военной историей. У большинства из нас гораздо больший интерес вызывают книги, посвящённые повседневной жизни, в данном случае — юнкеров, воспитанников военно-учебных заведений.

Правила для юнкеров 1-го военного Павловского училища
Правила для юнкеров 1-го военного Павловского училища / Сагинов Константин Иванович. — СПб., 1872 г. — 47 с.

Читать

В каталоге

Немного об училище. В 1863 году специальные классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных пехотных училища, получивших названия: 1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское. 1-е Павловское военное училище было создано в августе 1863 года по указу императора Александра II на базе Павловского кадетского корпуса, передавшего училищу своё знамя, административно-хозяйственную часть и даже кадровый состав. Начальником училища был назначен будущий военный министр генерал-майор П. С. Ванновский. 1-е Павловское военное училище составляло батальон из 4 рот. Обучение воспитанников состояло из практических и теоретических занятий, распределённых на два года. В младшем классе программа предусматривала подготовку унтер-офицеров, а в старшем классе — инструкторов-офицеров. Во главе училища стоял начальник в чине генерала или полковника, назначавшийся Высочайшим приказом и имевший права начальника дивизии. Ему непосредственно подчинялся батальонный командир. Батальонный командир наблюдал за соблюдением его подчиненными дисциплины и чинопочитания, за воинским порядком и точным исполнением обязанностей службы, а также за нравственностью юнкеров, их строевой подготовкой и внеклассными занятиями. Кроме того, на него возлагалось и общее наблюдение за хозяйственной частью: обмундирование, снаряжение, правильность ведения отчётности. Ротные командиры руководили службой, строевым образованием и воинским воспитанием юнкеров и непосредственно заведовали ротным хозяйством. Младшие офицеры назначались начальником училища из состава офицеров строевых частей или военно-учебных заведений. При этом они должны были быть в чине не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии. Они также должны были прослужить в офицерском звании не менее пяти лет, из них непосредственно перед назначением в училище не менее двух лет в строю. Ближайшими помощниками офицеров в деле военного образования юнкеров были портупей-юнкера и фельдфебели. В училище преподавались следующие предметы: тактика, военная история, артиллерия, фортификация, военная топография, законоведение, военная администрация, Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, механика и химия. На лето училище выходило в лагеря в Красное Село.

Правила состоят из 90 параграфов, содержащих вполне конкретные требования к поведению юнкеров как в стенах училища, так и за его пределами («вести себя скромно и вежливо, соблюдая во всем благопристойность и приличие»). И касаются не только норм воинской дисциплины, но и морально-нравственных норм поведения юнкеров. Например, запрещены были любые «действия скопом»: «самовольные сборища, с какой бы то ни было целью, всякое выражение общего одобрения или неодобрения строжайше запрещается». И тем более участие в любых тайных кружках и обществах, «даже без преступной цели». На ступеньку ниже стоят запрещение играть в карты и любые другие игры с денежным интересом. Тут же напоминание, что юнкера, как «все порядочные люди, должны соображать со своими средствами: поэтому юнкерам запрещается входить в долги, без разрешения отделенного офицера». Курить, правда, было можно, но только в специально отведённых местах, а если в присутствии офицеров, только испросив разрешение.

В военных и юнкерских училищах всегда была библиотека, которой беспрепятственно могли пользоваться все, но приобретёнными «на воле» книгами и журналами дозволялось пользоваться только после одобрения их офицером отделения. А печатать собственные сочинения в периодических изданиях можно было только с разрешения начальника училища.

В правилах перечислены взыскания за нарушение воинской дисциплины и приказов начальства: замечания и выговор; наряд вне очереди; лишение увольнения; арест, в крайних случаях — гауптвахта; временное отстранение от должности, лишение должности фельдфебеля или портупей-юнкера; перевод в войска; исключение из училища без права поступления в другие военно-учебные заведения и, самое строгое взыскание — предание военному суду.

Второй раздел весь посвящён распорядку дня, от подъёма до отбоя (поминутно), отбой, кстати не рано, 11 вечера. В баню — строем, по расписанию, из бани — по одиночке. С параграфа 58 по параграф 73 — про свободное время:

«Уходя из заведения, юнкера должны помнить, что честь военного училища общее достояние всего заведения; а потому на всех юнкеров падает обязанность охранять эту честь».

И соблюдали. Помнили о том, что «выбор знакомства делается с полной осмотрительностью и осторожностью», а «посещение обществ и знакомство с людьми, не делающие чести юнкеру военного училища, наказываются исключением из заведения», если предварительные увещевания остаются бесплодными. Юнкера имели право посещать театры и публичные лекции, кроме увеселительных заведений низкого толка — театра Берга и театра Буфф. Сидеть в театре ближе 7-го ряда воспрещалось; находиться у актёрских подъездов, в буфетах и курительных комнатах тоже. А клубы, публичные гуляния запрещалось посещать и днём, и ночью. Отдельные параграфы регламентировали форму одежды: как носить и как одеваться в различных присутственных местах и по разным поводам. И отдание чести (всем, включая государя-императора) тоже имело множество вариаций: отдание чести из экипажа, за решёткой сада или на балконе дома и много других интересных ситуаций. В целом очень занимательная книга. Кстати, в своей среде юнкера Павловского военного училища звались «павлоны».

Следующее издание:

Сагинов К.И. Сведения обязательные для юнкера Тифлисского великого князя Михаила Николаевича военного училища
Сагинов К.И. Сведения обязательные для юнкера Тифлисского великого князя Михаила Николаевича военного училища / Сагинов Константин Иванович. — Тифлис, 1911. — 65 с.

Читать

В каталоге

В основе сведений — Устав о всеобщей воинской обязанности. Сжато рассказано о самом главном. О назначении солдата (поскольку «солдатом называется всякий воинский чин от первого генерала до последнего рядового»). О защите Царя и Отечества, которая есть священная обязанность каждого Русского подданного, и все мужское население, годное для военной службы, должно отбывать в войсках установленные сроки, кроме лишенных по суду всех прав или всех особенных прав и преимуществ лично и по состоянию присвоенных. О добросовестном исполнении своих обязанностей (выполнять их за глазами начальства так же хорошо, как и на глазах). И общие руководящие основания для боя (приводим выборочно):

— «Сам погибай, а товарища выручай»;

— «Не бойся гибели, как бы ни приходилось трудно»;

— «Какие бы неожиданные препятствия ни встретились на пути к цели — надо думать о том, чтобы их преодолеть, а не о том, что дело плохо»;

— «У порядочной части нет ни тыла, ни флангов, а везде фронт, откуда неприятель»;

— «Пока дерёшься, выручай здоровых; только побив врага вспоминай о раненых. Кто о них хлопочет во время боя и оставляет ряды — трус, а не сердолюбивый человек. Не товарищи ему дороги, а своя шкура дорога. Для подбора раненых есть всегда особая команда»;

— «Будучи начальником, не залезай в дело младшего, когда видишь, что его толково ведут. Кто погонится за тем, что другие должны делать, упустит своё. Всякий чин должен иметь свой круг самостоятельности и ответственности. Но начальник должен следить, чтобы всякий делал своё дело, и спуску не давать»;

— «Нет такого положения, из которого нельзя было бы выйти с честью».

А также иные необходимые сведения: о членах Российского Императорского дома; что такое начальники и подчинённые (чины, звания и фамилии прямых начальников юнкера) — как титуловать, как отдавать честь и прочее; о сверхсрочной службе, включая довольствие нижних чинов.

И последнее издание:

Кульчицкий В.М. Советы молодому офицеру
Кульчицкий В.М. Советы молодому офицеру / В.М. Кульчицкий. — Харьков, 1916. — 23 с.

Читать

В каталоге

Это книга, написанная офицером для офицеров. Очень популярная в армейской среде: с 1915 по 1917 гг. выдержала 6 переизданий, а в советское время ходила по рукам в списках под названием «Кодекс чести русского офицера», особенно среди курсантов военных училищ. Находит своего читателя и сегодня, активно цитируется в интернете. Её автор В.М. Кульчицкий (1881–1942) происхождением был из дворян Херсонской губернии, русский офицер, литератор, участник Русско-японской и Первой мировой войн, георгиевский кавалер. На военную службу поступил в 1900 г., вольноопределяющимся 2-го разряда. Затем было участие в русско-японской войне, учеба в твёрском кавалерийском училище, новая война…

«Советы молодому офицеру» впервые вышли вскоре после начала Первой мировой войны. В то время обучение мобилизованных младших офицеров шло ускоренными темпами, и не все успевали усвоить необходимые тонкости и традиции военного воспитания.

«Эти советы одинаково полезны и находящимся на передовых позициях, и в тылу армии, где часто приходится сталкиваться с людьми сомнительных профессий и поведения. Настоящий справочник избавит молодых офицеров от многих ошибок и промахов на службе в частной жизни. Офицер, не освоившийся ещё со своим новым положением, которое основано на условностях, выдержанности и военном такте, часто теряется и не знает, как ему следует поступать в некоторых случаях, не предусмотренных уставами... Цель этого своеобразного труда — желание предотвратить от ложного, губительного шага неопытную военную молодёжь. Здесь собраны старые, но вечные истины, которые большинством забыты, а молодым офицерам — неизвестны».

Сложно что-то выделить, интересно всё. Эта небольшая по объёму книга — свод житейских правил, тщательно отобранных автором на основе собственного опыта, жизненных наблюдений, а также афоризмов, применимых не только к армейской жизни и не только в начале прошлого века. Оставим в стороне первый раздел, про главную обязанность солдата (преданность Государю Императору и всё, что к этому прилагается). Из первого же комментария становится ясно, что Кульчицкий революционером не был:

«Целость Империи и поддержание ее престижа основано на силе армии и флота; их качества и недостатки отзываются на всей стране, поэтому не твое дело впутываться в социальные вопросы и политические умствования; твое дело неуклонно исполнять свои обязанности».

Но это не главное.

Вот некоторые из правил (афоризмов), посвящённых сущности военной службы:

— «Береги свою честь, честь полка и армии»;

— «Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, свойственная юности, не есть храбрость. Военный должен быть всегда благоразумен и обдумывать свои поступки хладнокровно и осторожно. Если ты резок и заносчив — значит не мужествен, и, конечно, все тебя будут ненавидеть»;

— «Офицер должен быть верен и правдив. Верен — человек исполняющий свой долг; правдив — если не изменяет своему слову. Следовательно, не обещай никогда, если ты не уверен, что исполнишь обещание»;

— «Будь вежливым и скромным в обхождении со всеми людьми»;

— «Лучшая часть храбрости — осторожность».

А вот афоризмы о том, как следует выстраивать взаимоотношения с начальством и сослуживцами:

— «С начальством держись официально. Помни, что начальник всегда и везде начальник. Никогда не критикуй действий и поступков начальства вообще, при ком-либо — особенно и боже избави — при нижних чинах»;

— «Строго относись к своим служебным обязанностям»;

— «Держи себя просто, с достоинством, без фатовства»;

— «Будь учтивым и предупредительным, но не назойливым и льстивым. Умей вовремя уйти, чтобы не быть лишним. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и где начинается низкопоклонство»;

— «Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал. Избегай — „ты“, дающего повод и право к фамильярностям дурного тона (амикошонству), предлог на правах дружбы выругать тебя, вмешиваться в твои дела, сказать пошлость, грубость и т.п. Избегай историй и скандалов. Не выступай непрошенным свидетелем. Нейтралитет — средство даже великих держав, чтобы сохранить со всеми добрые отношения. Человек, наживший врагов, как бы он ни был умен, добр, честен и правдив, гибнет почти неизбежно»;

— «Избегай денежных счётов с товарищами. Деньги всегда портят отношения. Сам, если можешь, помоги товарищу, но лично избегай брать, это роняет твое достоинство»;

— «Не кути на чужой счёт, не имея средств отплатить тем же. Помни французскую пословицу: „Лучше пить плохое вино из своего маленького стакана, чем хорошее из чужого большого“»;

— «Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же последовать ему или нет — останется за тобой»;

— «Окончив училище, продолжай заниматься. В знании военного искусства твоя сила. Помни, что ты офицер».

Затем немного старых истин («Содержание армии стоит дорого. Но расходы на армию — это страховая премия, которую уплачивает государство за обеспечение своей безопасности и независимости») и правил жизни: о поведении в обществе, отношении к женщине и к сослуживцам; как следует себя вести в различных ситуациях и чего не следует делать никогда.

Много места, что совершенно справедливо, Кульчицкий уделяет взаимоотношениям офицеров и солдат:

— «Офицер — старший брат солдата»;

— «Щади самолюбие солдат. У простых людей оно развито не меньше, чем у нас, и вследствие их подчиненности — чувствительнее»;

— «Солдаты не безмолвные бараны, а беспощадные судьи, пришедшие из разных концов беспредельной России, уносящие обратно, туда же, всё пережитое на службе: благодарность и озлобленность; уважение и презрение; любовь и ненависть. Молчание солдат скованно суровой и железной дисциплиной, а не происходит от недостатка развития. Справедливость и человечность они ценить умеют»;

— «Горе стране, если, уходя со службы, солдат выносит отвращение к солдатским рядам».

И ещё много подобных тонких и умных советов, достаточно универсальных, годящихся не только для военных. Без излишней назидательности и морализаторства. При этом, обратите внимание, автор совсем не старый человек (в 1916 г. ротмистру Кульчицкому всего 35 лет), но с большим жизненным опытом и искренним желанием помочь менее опытным сослуживцам.

Хоть это и ретроиздание, читается на одном дыхании и становятся понятными причины его вневременной популярности.

Ещё немного об авторе — В.М. Кульчицком (и о связи времён). После революции, в 1918 г., он завершил военную службу, в гражданской войне участия не принимал. Родину не покинул, поселился с семьёй в Харькове. Там же закончил юридический факультет и работал адвокатом в областной коллегии. В 1933 г. был арестован «за сокрытие дворянского происхождения»: «Вина отца заключалась в том, — вспоминала его дочь, — что в анкете он не сообщил о своем дворянском происхождении. Отец считал, что революция уничтожила все различия и классы, и не придал значения такой „важной“ графе». В результате он три года провёл сначала на строительстве Беломорканала, затем в Карелии, в ссылке. В 1936 г. был амнистирован без права проживания в больших городах. В 1937 г. вернулся к семье в Харьков, там его и застала война. В августе 1942 г. то ли по доносу, то ли во время облавы попал в оккупационную тюрьму, где и погиб (был насмерть забит местными полицаями). Точные причины неизвестны, но ни коммунистом, ни партизаном-подпольщиком В.М. Кульчицкий не был.

А ещё автор «Советов молодому офицеру» воспитал достойного сына.

Михаил Кульчицкий был талантливый молодой поэт, в конце 1930-х ещё студент московского литературного института, но уже получивший известность и признание. Правда, первой его мечтой было поступить в военное училище и стать красным командиром, но, учитывая биографию отца, это было невыполнимо. Зато, когда началась война, Михаил сразу отправился в военкомат, хотя старшекурсникам давали отсрочку. Активист Осовиахима, отличник начальной военной подготовки, он был уверен, что непременно попадёт на фронт. Но поскольку приписан был не к Московскому, а к Харьковскому РВК, последовал отказ. Тогда Михаил сначала записался в истребительный батальон, а через год поступил в Московское пулемётно-миномётное училище, и в середине декабря 1942 г. закончил его в звании младшего лейтенанта. А 19 января 1943 г. командир минометного взвода Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачево Луганской области при наступлении овт Сталинграда в район Харькова. Ему было 23 года.

Это одно из самых цитируемых стихотворений о войне. Михаил Кульчицкий написал его о себе, но разве оно не обо всех?

Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней ка́пель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: «лейтенант»
звучит вот так: «Налейте нам!»
И, зная топографию,
он топает по гравию.

Война — совсем не фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда, черна от пота, вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!

И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промёрзших ног
наворачивается на чеботы
весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжёлых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.

26 декабря 1942 г.