Электронная библиотекаМолодежь России

О военном образовании в России. Кадеты

История свидетельствует, что могущество и безопасность государства определяются состоянием его армии и флота. Победы русского оружия убедительно доказали, что одним из главных факторов в достижении побед был высокий уровень профессионализма командного состава нашей армии. Чему в немалой степени способствовала система военного образования, которой на протяжение столетий уделялось первостепенное внимание на государственном уровне. Тема обширная, поэтому мы разбили этот обзор на три части. Первая посвящена кадетским корпусам.

В России система военного образования, ориентированная не только на подготовку офицерского состава, но и на воспитание людей искренне преданных своей стране и готовых служить ей как на гражданском, так и на военном поприще, начала складываться в начале 18 в. Первые военные школы были созданы Петром I. В 1701 г. в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук. Чуть позже, в 1712 г., школа была расширена и на ее основе образованы инженерные и артиллерийские школы (классы). А первый в России кадетский корпус — военно-учебное заведение с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере — был открыт в 1732 году в Санкт-Петербурге уже после смерти Петра, во времена правления императрицы Анны Иоанновны. Инициатором его создания стал кабинет-министр граф П.И. Ягужинский (по образцу зарубежных — прусских и датских кадетских корпусов, деятельность которых он наблюдал, пребывая за границей), а реализовал идею президент Военной коллегии граф Б.К. Миних, автор первого устава и начальник корпуса первые десять лет его существования.

«Хотя вечнодостойныя памяти Дядя Наш, Государь Петр Великий, Император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие Российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало… А понеже воинское дело поныне еще в настоящем добром порядке содержится, однакож, дабы такое славное и Государству зело потребное дело наизящше в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от младых лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей, от тринадцати до осмнадцати лет, как Российских, так и Эстляндских и Лифляндских Провинций, которых обучат арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, також и в Государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук, дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять… Для известия всему шляхетству, сей Наш указ публиковать, дабы желающие явились в Сенат».

Из Указа императрицы Анны Иоанновны от 29 июля 1731 г. об учреждении Кадетского корпуса

Располагался корпус на Васильевском острове, в здании, ранее принадлежавшем опальному князю А.Д. Меньшикову

«чтоб все оного Корпуса кадеты в одном доме жили, по примеру Прусского, Датского и прочих Королевских кадетских домов, дабы они толь меньше гулянием и непристойными обхождениями и забавами напрасно время не тратили, но во всем как в учении, так и в прочем их состоянии и поведении над ними непрестанное имелось надзирание».

Официальное открытие состоялось 17 февраля 1732 г. В корпус принимались дворяне 13–17 лет, уже владевшие грамотой (умевшие читать и писать). Воспитанники могли получать как военное, так и гражданское образование «понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна». Начало было сложным: не хватало преподавателей, учебная программа была перегружена: математика, история и география, артиллерия, фортификация, фехтование, верховая езда и «прочие к воинскому искусству потребные науки», а также немецкий, французский и латинский языки (латынь — для желающих впоследствии заниматься науками), а еще чистописание, грамматика, риторика, рисование, танцевание, мораль и геральдика, и «солдатская экзерция» — строевая подготовка и другие военные упражнения.

Для тех, кто захочет узнать подробнее о том, как был основан и как изменялся первый кадетский корпус с течением времени, предлагаем ознакомиться с нижеприведенной книгой.

Висковатов А. Краткая история первого кадетского корпуса, составленная бывшим воспитанником онаго корпуса Александром Висковатовым
Висковатов А. Краткая история первого кадетского корпуса, составленная бывшим воспитанником онаго корпуса Александром Висковатовым / А. Висковатов. — СПб, 1832 г. — 128 с.

Читать

В каталоге

«По воцарении императрицы Анны Иоанновны, почти все должности в Армии и вообще по Военному ведомству занимали иноземцы: ибо немногие из природных Русских Дворян приобрели для этого познания… Предпочтение, какое оказывалось иностранцам, — предпочтение в то время необходимое, оскорбляло самолюбие Россиян… и не было заведения, где они могли бы образовать себя. Но не прошло и десяти лет со дня кончины Петра Великого, как недостаток сей уже был исправлен».

Несмотря на то, что книга называется «очерк», это подробное, тщательно документированное исследование (от Анны Иоанновны до Николая I), что не удивительно, поскольку автор А.В. Висковатов был не просто выпускником этого военного учебного заведения, но и известным военным историком, автором большого числа фундаментальных трудов. Очерк подготовлен к 100-летию со дня основания кадетского корпуса, и всё это время корпус неизменно доставлял армии «сведущих офицеров» и талантливых государственных деятелей, несших гражданскую службу. Кстати, с 1794 по 1798 гг. тогда уже Императорский сухопутный шляхетский корпус при императоре Павле I возглавлял наш знаменитый полководец М.И. Кутузов, который хорошо понимал потребности армии в подготовленных офицерах. И к тому времени он уже имел преподавательский опыт (в артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе, где он сначала учился, а затем был оставлен преподавателем), а главное — 30-летний военный опыт. Михаилу Илларионовичу удалось решить многие вопросы обучения и воспитания будущих офицеров, добиваясь главной задачи — подготовить профессионально грамотных командиров пехотных и кавалерийских подразделений, которые впоследствии достойно зарекомендовали себя на полях сражений Отечественной войны 1812 года. Приложением к очерку даны: текст Указа императрицы Анны Иоанновны от 29 июля 1731 г. об учреждении Корпуса кадет; Ведомость о числе кадетов, поступивших в корпус и выпущенных «из онаго» на службу, что позволяет составить представление о качестве организации образовательного процесса, а также справка о мундирах и знаменах Первого кадетского корпуса (от Анны Иоанновны до Николая I). Разумеется, помимо официальных сведений, в очерке много бытовых подробностей о том, как была устроена жизнь кадетов в корпусе (режим дня, занятия в свободное время, рацион питания и пр.).

* В нашей ЭБ есть и другие издания, посвященные истории различных кадетских корпусов, действующих в Российской Империи (Московский кадетский корпус (Первая московская военная гимназия); Оренбургский Неплюевский кадетский корпус — первое учебное заведение в истории русского образования для киргизов; Полтавский кадетский корпус и др.). При желании с ними можно ознакомиться самостоятельно. Они размещены под рубрикой «Организация среднего и среднего профессионального образования».

Отдельно хочется остановиться на коренных изменениях в жизни кадетского корпуса при Екатерине Великой. Тем более, что самое «древнее» издание в нашей ЭБ (середина 18 в.!) имеет прямое отношение к данной теме.

Устав Императорского шляхетнаго сухопутнаго кадетскаго корпуса учрежденного в Санктпетербурге для воспитания и обучения благороднаго российскога юношества
Устав Императорского шляхетнаго сухопутнаго кадетскаго корпуса учрежденного в Санктпетербурге для воспитания и обучения благороднаго российскога юношества. — СПб., 1766. — 246 с.

Читать

В каталоге

Под одной обложкой здесь разместились: Устав Императорского Шляхетского Сухопутного Кадетского Корпуса (составленный И.И. Бецким по указанию государыни); Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхеского Кадетского Корпуса (положение о корпусе); Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества конфирмованное (одобренное) Ея Императорским Величеством; Краткое наставление выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества, а также «краткое изъяснение иконологическим изображениям» — поскольку издание густо украшено гравюрами («виньетами») аллегорического содержания, смысл которых был не слишком понятен для читателей того времени (а сегодня тем более). Например, фронтиспис (первая страница слева от титульного листа, в самом начале книги): вверху российский герб, это понятно, в середине и внизу воинские и гражданские орудия — в знак того, что корпус дает как военное, так и гражданское образование; пирамида — обозначает славу государей, пальма — многолетнее благоденствие империи. Мужчина и женщина в античных нарядах (центральные фигуры) символизируют соответственно: женщина — благородство «украшенное науками и изяществом свойств душевных и телесных», а «образ мужа цветущих лет, опирающегося на булаву Ираклову» в венце, златой цепи и с зажженным факелом представляет знатность имени и «неложную славу тех, кои только добродетель подпорою жизни своей почитают».

Императрица, увлеченная идеями Просвещения, мечтала о создании «новой породы людей», блестяще образованных и гуманных, которые могли бы стать достойными представителями обновленной России. Ее верным единомышленником и помощником в этом деле был Иван Иванович Бецкий, один из самых образованных и влиятельных государственных деятелей русского Просвещения. По его инициативе было создано первое в России женское учебное заведение — Смольный институт благородных девиц, а также Воспитательный дом для сирот и детей подкидышей. А в 1766 г. Бецкий был назначен начальником Императорского сухопутного кадетского корпуса и возглавлял его 21 год.

Теперь обучение и воспитание в корпусе должно было начинаться с шестилетнего возраста и продолжаться в течение 15 лет. Все кадеты делились на пять возрастов, причем первые три именовались младшим классом, затем средним и старшим классами, а 4-й и 5-й — военными возрастами, с пребыванием в каждом также по 3 года.

По Бецкому, воспитание юношества, свободного от недостатков, свойственных современному обществу (необразованность, грубость нравов и пр.), — процесс длительный и, чтобы он был успешным, должен проходить в закрытых учебных заведениях, где дети от 6 до 18 лет жили бы и учились вдали от семьи (как гарантия «невинности познания»). Согласно уставу, основными целями воспитания и обучения кадетов были «сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды», а также «украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину».

Учителям и воспитателям вменялось в обязанность обходиться с воспитанниками «со всякою тихостью и учтивостью, к чему они не иначе и призваны; если случится, что какое-то воспитанник учинит какую-либо важную погрешность, кого без наказания оставить опасно, то должно донесть о том высшему начальнику сего общества для решения оного».

Бецкий был противником телесных наказаний, считая их негодным средством:

«Телесных наказаний в сем Корпусе отнюдь ни в каком случае ни чинить, напротиву того всегда употреблять способы, дабы преклонить каждого к своей должности; но при всяком случае остерегаться, чтоб примеры строгости не видны были воспитываемому дворянству».

В качестве альтернативы для тех воспитанников, которые «пренебрегли такое неоценённое милосердие», предлагались такие наказания, как общественное порицание («выговоры при собрании своих товарищей»), «штрафной стол» (то есть наказанный сидел отдельно от товарищей), «сажание под арест и на осла» (в буквальном смысле; сидеть на осле считалось бесчестьем для дворянина, дворяне ездили только на лошадях), лишение постели и подушек, одевание в штрафной китель и некоторые другие наказания, более морального свойства. Даже за побег из корпуса (15 лет в интернате — большой срок!) наказывался гуманно: за первый побег отсылали на учебу в гарнизонную школу для солдатских детей сроком на полгода, а за повторный — на три года (раньше за побег подвергали жесточайшим телесным наказаниям, а в Морской академии это грозило смертной казнью).

«Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхеского Кадетского Корпуса» (Положение о корпусе) еще занимательнее, чем устав, но, к сожалению, изложены таким тяжелым слогом, что читать их сегодня несколько затруднительно. То же самое относится и к «Генеральному учреждению о воспитании обоего пола юношества», одобренному Екатериной I. Это как раз тут находится обоснование пользы раннего отъема детей от семьи и необходимость воспитания в условиях закрытости от всякого стороннего и вредного воздействия. Последняя часть этого «сборника» — «Краткое наставление выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», вероятно, было адресовано родителям будущих кадетов, дабы они организовывали процесс семейного воспитания от 0 до 5–6 лет согласно изложенным тут рекомендациям. Если коротко, то общий смысл наставлений таков: «Все чрезвычайное детям вредно: как лишняя суровость от власти, так неумеренное попечение и заботы от любви, равно для них опасны».

Справочно сообщаем, при Екатерине II Сухопутный шляхетский кадетский корпус окончили примерно три тысячи человек, прошедших пятнадцатилетний курс обучения. При этом число «гражданских кадетов» не превышало 10–15 процентов, поскольку, согласно «Руководству…», выбор гражданского поприща был четко увязан с непригодностью воспитанника к военной службе (»...но если кому в том слабость здоровья и немощное сложение воспрепятствует, таковой может быть назначен к познанию гражданских должностей»).

Реформа военного образования шла постоянно, и содержание ее зависело не только от внешних и внутриполитических событий, влиявших на потребность армии в офицерах, на уровень и объем знаний и навыков, которыми должны обладать выпускники, но во многом и от личности актуального государя-императора.

Например, Павел I не разделял идей просвещения, а был приверженцем прусской военной системы. При нем деление на возрасты было отменено, сам возраст поступления поднят, а воспитанники корпусов снова поделены на роты. Основное внимание уделялось дисциплине и строевой подготовке, «ученая философия» была упразднена.

Александр I инициировал создание губернских военных училищ на собственные средства губерний. При нем было положено начало системе управления военно-учебными заведениями. Был создан «Совет о военно-учебных заведениях», который координировал содержание учебных программ, выпуск учебных пособий, контролировал качество преподавания и воспитания в кадетских корпусах.

При Николае I военно-учебным заведениям было дано «новое устройство», связавшее их в одну общую отрасль государственного управления «для направления их одною и тою же мыслию к одной и той же цели». Поскольку, по мнению государя, кадетские корпуса выполнили свою просветительскую функцию, возложенную на них при создании, и теперь должны были сосредоточить свое внимание на подготовке исключительно офицеров. В «Наставлении для образования воспитанников учебных заведений» было сказано, что кадетские корпуса должны «доставить юному военному дворянству приличное сему званию воспитание, обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо нужно, сделать их способными с пользою и честью служить Государю». В период правления Николая I было открыто 19 кадетских корпусов, что объяснялось не только потребностью в подготовленных военных (шла война на Кавказе и Крымская — между Российской Империей и европейской коалицией — Великобритания, Франция, Османская Империя и королевство Сардиния), но и стремлением воспитать у будущих слуг отечества соответствующий моральный дух:

«Христианин, Верноподданный, Русский добрый Сын, надежный товарищ, скромный образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер — вот качества, с которыми воспитанники Военно-Учебных заведений должны переходить со школьной скамьи в ряды Императорской Армии с чистым желаньем отплатить Государю за его благодеяния честной службой, честной жизнью и честной смертью».

При Александре II прошла новая реформа военно-учебных заведений. По предложению Военного министра Д.А. Милютина изменялась и система деятельности кадетских корпусов. С 1863 г. кадетские корпуса были упразднены и заменены военными гимназиями и прогимназиями, которые по своему распорядку и учебным планам были гораздо ближе к гражданским средним учебным заведениям.

Отношение к Милютинской реформе было неоднозначным, и когда на престол вступил Александр III, кадетские корпуса были восстановлены как система, в первую очередь подготавливающая молодежь к служению Отечеству на военном поприще: «Во всемилостивейшем внимании к вековым заслугам бывших в империи кадетских корпусов, питомцы которых, прославив русское оружие в достопамятных войнах прошлого и текущего столетий, доблестно подвизались на различных поприщах полезного служения престолу и Отечеству, государь император повелеть соизволил: все военные гимназии именовать на будущее время кадетскими корпусами». 14 февраля 1886 г. было высочайше утверждено новое «Положение о кадетских корпусах», согласно которому общеобразовательная составляющая учебного курса была сохранена, но в целом устройство кадетских корпусов и их учебная программа соответствовали их главному назначению — обеспечивать всестороннюю подготовку учащихся к переходу в военные училища. В результате этой последней по времени реформы к концу XIX в. в военном ведомстве сложилась новая система военно-учебных заведений, где кадры для военных и специальных училищ готовили восстановленные кадетские корпуса. Большим достижением этого периода стало издание целого ряда учебных пособий, программ, инструкций. Были утверждены «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов», также документы, регламентирующие процесс воспитательной работы. В «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (1886 г.), где были указаны основные направления развития у кадетов военно-патриотических чувств и высоких морально-деловых качеств будущего офицера, подчеркивалось:

«все доступные воспитательные средства, все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев должны возбуждать и твердо упрочивать в каждом из них живой интерес к военному делу и к славе родного оружия, глубокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотечественников».

«Положение о кадетских корпусах» 1886 г. в нашей ЭБ есть, при желании можно ознакомиться .

А «Инструкции по воспитательной части», адресованной воспитателям, у нас, к сожалению, нет, хотя это очень интересный, местами даже трогательный документ, в котором значительное место уделено правилам нравственного воспитания, поскольку «главный двигатель в поступках человека есть сердце, так как не мысли, а чувствования составляют средоточие психической его жизни, и, следовательно, в их правильном образовании воспитатель должен видеть свою главную задачу: из сердца исходят злые помыслы и в сердце же слагают они свои результаты».

Зато у нас есть учебное пособие, написанное для кадетов.

Мушников А. Основные понятия о нравственности, праве и общежитии
Мушников А. Основные понятия о нравственности, праве и общежитии [Курс законоведения для кадетских копрусов] / А. Мушников. — Вильна, 1907. — 175 с.

Читать

В каталоге

Преподавание законоведения в кадетских корпусах было введено с учебного года 1889/1890. Начальством почти всех учебных заведений было удостоверено, что «оно дало вполне благоприятные результаты, вызвав более разумное отношение воспитанников к своим обязанностям и оказавшее благотворное влияние даже на их поведение».

Главной целью законоведения считалось «своевременное сообщение оканчивающим здесь общее образование юношам правильных и ясных понятий о тех отношениях, в которых каждый человек неизбежно находится в семье, обществе и государстве, как равно и о том, что власть и закон представляют собой существеннейшие элементы всякого организованного общежития; вместе с тем элементарная часть законоведения, выясняя кадетам основные юридические понятия, будет служить подготовительным курсом для успешного изучения в военных училищах дальнейших частей этого предмета».

Первый раздел курса посвящен основам учения о нравственности, нравственных обязанностях человека; во втором разделе даны элементарные понятия о праве и в заключении — «о главных чертах организации основных форм общежития: семейства, гражданского общества и государства». В последнем довольно подробно рассматриваются такие элементы государства, как верховная власть, территория государства и народ, даны основные понятия о деятельности государства в законодательной, административной и судебной областях, комментарии к основным государственным и законодательным актам. В разделе об административной деятельности особое внимание уделено организации и функциям полиции и армии. Но разделы «Основы нравственности» и «Нравственные обязанности человека» наиболее интересны для прочтения, поскольку содержание их вне времени.

Еще одно издание на тему, актуальную сегодня — патриотическое воспитание молодежи.

Герштенцвейг В.К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах
Герштенцвейг В.К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах / В.К. Герштенцвейг. — Санкт-Петербург, 1911. — 36 с.

Читать

В каталоге

Это не учебник, а доклад офицера-воспитателя Ташкентского кадетского корпуса В.К. Герштенцвейга, сделанный им на первом туркестанском съезде преподавателей и воспитателей средних учебных заведений.

«Воспитание в русском учебном заведении, строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, должно постепенно подготавливать юношей к будущей их службе Государю и Отечеству — посредством сообщений каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой чувству верноподданического долга, сознательного повиновения власти и закону и всех личных, семейных и общественных добродетелей».

Что такое правильно организованное патриотическое воспитание в кадетских корпусах в конце 19 — начале 20 века: на что следует обращать первостепенное внимание, без чего нельзя обойтись — тут подробно и обо всём.

Во-первых, вся обстановка, внешнее оформление помещений корпуса должны с первых шагов «вводить ребенка в мир самого тесного общения с Родиной, ее славными культурными, историческими и военными образами и способствовать пробуждению в сердцах их любви к Родине, а в умах знания и понимания ее прошлой и настоящей жизни». Копии картин выдающихся русских художников, изображения русских архитектурных и исторических памятников, портреты знаменитых русских людей — писателей, художников, композиторов, ученых; драгоценные реликвии — знамя, мемориальные предметы, памятные доски — «безмолвные вестники скорбной и радостной славы, увенчавшей честную, самоотверженную жизнь бывших воспитанников корпуса». Где-то даже музеи воинской славы корпуса, «всё это не может не пробудить в сердцах детей и юношей горячую любовь к Родине и ее скромной защитнице — армии». Автор отмечает, что, например, в Германии, для удовлетворения потребности школ в картинах патриотического, исторического и художественного содержания работают целых семь фирм.

Второй важнейший фактор — правильный подбор офицеров-воспитателей, которые методом «бесед и чтений» должны постепенно подготавливать основу для восприятия идеи патриотизма, «мало-помалу переходя к более широкому определению Отечества», которое не только место, где мы родились, но «вся земля русская, весь народ, все люди живущие и работающие на ее обширных просторах». Опираясь на собственный опыт офицера-воспитателя, автор выделяет четыре стадии развития патриотического чувства у воспитанников (по мере взросления): первая — патриотизм «колыбельный», детский, основанный на русской сказке, вере и любви; вторая — патриотизм воинствующий, шовинизм (!), основанный только на силе физической и на физическом превосходстве; третья — патриотизм обличительный — самобичевание, сомнение, мечты о благе всего мира, всех людей и четвертая — патриотизм национальный, культурный, основанный на реальных фактах, на действительности, «на доводах разума, сердца и воли», патриотизм, исполненный веры в свое отечество, деятельной любви к нему и надежды на его славное будущее. Важной частью патриотического воспитания являются также организация и проведение мероприятий, приуроченных к торжественным и знаменательным датам, краеведение с непременными экскурсиями по историческим местам.

Большое значение в докладе отведено преподаванию русского языка, истории, географии и рисования. При этом автор с горечью отмечает, что в российских учебных заведениях изучение отечественной истории начинается слишком поздно, в отличие от средних учебных заведений на Западе (в Германии, Франции, Швейцарии), где преподавание предмета начинается в самом раннем возрасте (7–8 лет), затем прекращается и снова начинается уже с юношеского возраста и более подробно.

Но русский язык и чтение на особом месте, поскольку «наиболее ярким и живым символом Отечества является национальный язык». Тут рассказывается и о подборе книг для чтения (в том числе о комплектовании библиотек), и о литературном творчестве воспитанников.

По сути, этот доклад — своеобразное методическое пособие, написанное человеком, который безусловно хорошо разбирается в предмете. И тут не столько про верность Государю, как о том, что патриотизм, согласно справедливому замечанию «учителя русских учителей» К.Д. Ушинского, — это общественный цемент, связывающий людей в честное, дружное общество, чувство, которое при общей гибели всего святого и благородного в человеке гибнет последним.

Скажем несколько слов об авторе: В. К. Герштенцвейг (1873–1914) — профессиональный военный, выпускник кадетского корпуса, участник Русско-японской войны. После ранения служил офицером-воспитателем Ташкентского кадетского корпуса. Когда началась Первая мировая война, вернулся в действующую армию. Погиб в бою в августе 1914 г., «личным примером мужества и храбрости много способствовал стремительному наступлению полка, причем своим батальоном захватил 4 неприятельских орудия».

В дополнение к докладу В. К. Герштенцвейга в нашей ЭБ можно ознакомиться с «Каталогом книг, одобренных для ротных библиотек кадетских корпусов» 1907 года издания.

И в заключение немного воспоминаний о юности, проведенной в стенах кадетского корпуса: «…В тот вечер бежали впереди гулявших маленький кадетик и большая добрая собака, — всё время играя, обгоняя друг друга». Представляем вашему вниманию два мемуарных издания.

Драке Л.Л. Кадетский быт 50-х годов
Драке Л.Л. Кадетский быт 50-х годов : (Отрывоч. воспоминания) / Л.Л. Драке. — СПб., 1911. — 32 с.

Читать

В каталоге

Автор первого издания — Л. Л. Драке (1842–1916), генерал, военный писатель, автор статей по русской военной истории и тактике. Воспоминания касаются периода его обучения в Первом кадетском корпусе, том самом, основанном императрицей Анной Иоанновной, с исторического очерка о котором был начат наш обзор. Первое издание книги было приурочено к 200-летию заведения. Как и в любых мемуарах, тут понемногу обо всем: немного об одноклассниках (товарищах и не очень), офицерах-воспитателях, преподавателях и начальственных лицах. Конечно, много подробностей о жизни в корпусе, поскольку книга так и называется «Кадетский быт…».

Второе издание:

Бутовский А.Д. Годы моего учения в Петровском-Полтавском кадетском корпусе
Бутовский А.Д. Годы моего учения в Петровском-Полтавском кадетском корпусе / А.Д. Бутовский. — Пг., 1915. — 53 с.

Читать

В каталоге

Эти мемуары написаны гораздо живее, чем воспоминания Л.Л. Драке, что не удивительно, поскольку автор — А.Д. Бутовский (1838–1917), генерал российской армии, был известным военным педагогом, автором статей, методических разработок, многие из которых востребованы и сегодня (его тема — организация физического воспитания в военных и гражданских учебных заведениях и место спорта в системе воспитания и образования молодёжи). А в историю российского спорта А.Д. Бутовский вошел как один из учредителей Международного олимпийского комитета и первый член МОК от России.

В Петровском Полтавском кадетском корпусе он находился с 1849 по 1853 годы. Кроме личных воспоминаний о годах учения, в книге присутствует много авторских оценок организации учебного процесса, особенно там, где это касается вопросов физического развития кадетов и вопросов гигиены.

Те, кому воспоминания наших генералов покажутся недостаточно художественными, могут обратиться к автобиографической повести А.И. Куприна «На переломе» (Куприн закончил Второй Московский кадетский корпус) или «Запискам революционера» русского революционера-анархиста князя П.А. Кропоткина, где целая глава посвящена пребыванию Петра Алексеевича в Пажеском корпусе.

Что еще хочется добавить. В 1917 году Временное правительство переименовало кадетские корпуса в гимназии военного ведомства, а уже после победы Октябрьской революции Декретом Совнаркома от 30 мая 1918 г. все образовательные заведения всех ведомств, включая гимназии военного ведомства, были переданы в ведение Народного комиссариата по просвещению. И к началу нового учебного года были преобразованы в единую трудовую, политехнического типа, бесплатную школу. Но это еще не конец истории.

Ровно 80 лет назад, 21 августа 1943 года было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации». В одном из его пунктов говорилось об учреждении «девяти суворовских военных училищ типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4,5 тыс. человек, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников». Инициатором возвращения в систему советского образования кадетских корпусов стал известный военный ученый, генерал-лейтенант советской армии А. А. Игнатьев (бывший царский офицер, в юности закончивший Киевский кадетский корпус). В записке «О создании кадетских корпусов», подготовленной им лично для Сталина, Игнатьев писал:

«Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной армии. Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись все же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей. Создание подобной Военной Средней Школы мотивируется в настоящий момент еще и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых и должны по преимуществу комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребенка и юноши в духе высокого сознания воинского долга».

Сталин оценил историческую значимость этой инициативы. И уже к концу1943 г. в СССР были открыты 9 суворовских военных училищ.

«Суворовские военные училища — преемники лучших традиций старых кадетских корпусов. Много замечательных офицеров и генералов русской армии начинали свой армейский путь кадетами. В одном из наставлений о кадетских корпусах сказано: „Русский, добрый сын, надёжный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер — вот качества, с которыми воспитанник военно-учебных заведений должен переходить со школьной скамьи в армию…“. Наши суворовцы должны помнить об этом и гордиться своим громким именем, в котором воплощены слава русского оружия, военный гений нашего народа».

«Красная звезда», №283, 1 декабря 1943 г.

Сегодня Суворовские военные училища — специализированные средние военно-учебные заведения для детей школьного возраста. Они входят в сеть довузовских учебных заведений Минобороны (наряду с президентскими кадетскими училищами, кадетскими корпусами и т.д.) и МВД России.