Электронная библиотекаМолодежь России

Армия культуры
Книги современных писателей-военных

История нашей армии началась в октябре 1917 г. с создания первых отрядов Красной гвардии, участвовавших в Октябрьском вооруженном восстании. Вместе с отрядами революционных солдат и матросов она была вооруженной опорой советской власти в первые месяцы после революции. Однако начавшаяся Гражданская война и военная интервенция выявили недостаточность этих сил, их слабую военную подготовку и отсутствие централизованного управления. Поэтому 15 января 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) «из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов», но в которую в то же время могли вступить все граждане страны, желающие «отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеванной Октябрьской Революции и власти Советов и социализма».

Новой власти были необходимы люди не просто сознательные, убежденные в правоте дела, за которое сражаются, но и образованные защитники революции и власти советов. В годы Гражданской войны ответственность за развитие культурных учреждений в армии была возложена на Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), входивший в общую систему Наркомпроса РСФСР. В Главполитпросвете действовал военный сектор, которому подчинялись в деле ведения политико-просветительной работы все политорганы Красной Армии. На первом месте тогда стоял вопрос о ликвидации безграмотности среди личного состава. Для этого организовывались школы и курсы по повышению грамотности. Согласно приказу от 4 сентября 1919 г. Военного совета республики организация школ, руководство процессом обучения грамоте взрослых, снабжение частей необходимыми учебными пособиями и письменными принадлежностями для красноармейцев возлагалось на культурно-просветительные комиссии частей и подразделений при политико-просветительных отделах фронтов, армий и дивизий, создававшихся по типу Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с безграмотностью. И уже к весне 1922 года неграмотность в рядах личного состава РККА удалось ликвидировать полностью. Это была большая победа нашей армии на культурном фронте.

Задачу политического просвещения и воспитания красноармейцев решали культпросвет учреждения РККА. Основными направлениями их деятельности среди красноармейцев стали приобщение личного состава к достижениям мировой и национальной культуры, литературы и искусства, а также к различным формам культурного творчества и организация досуга. Приказом Всероссийского бюро военных комиссаров № 363 от 12 декабря 1918 г. была утверждена схема организации культурно-просветительного дела в красноармейских частях, находящихся на фронте, состоящая из культурно-просветительных комиссий, красноармейских клубов, библиотек, читален. Ротные, полковые и батальонные культурно-просветительные комиссии являлись исполнительными органами по осуществлению этой работы:

«В том помещении, где живут красноармейцы, должна быть, по возможности, выделена особая комната для устройства в ней читальни: туда должны ежедневно доставляться газеты, журналы, здесь же должны находиться такие игры, как шашки, шахматы и т.д.» .

Следует отметить, что даже в это нелёгкое время на создание армейских культурно-просветительных организаций расходовались немалые средства.

Руководство Реввоенсовета, наркомы обороны М.В. Фрунзе, К.Е. Ворошилов, другие высшие военачальники также уделяли большое внимание вопросам продвижения культуры в армейские массы. Особенно интенсивно развернулось культурное строительство в армии и на флоте после окончания Гражданской войны. В это время начали появляться первые гарнизонные и окружные дома Красной Армии и дома Красного Флота — культурно-просветительные учреждения нового типа, деятельность которых базировалась на опыте войск с учётом интересов военнослужащих всех категорий.

А 27 сентября 1927 года Реввоенсовет издал исторический для военной культуры страны Приказ № 516 о создании Центрального Дома Рабоче-Крестьянской Красной Армии имени М.В. Фрунзе. Именно по инициативе М.В. Фрунзе — советского государственного деятеля, героя Гражданской войны и военачальника (заместитель председателя Реввоенсовета СССР, наркомвоенмор, начальник Военной академии РККА) , было принято решение об организации в Москве Дома Красной Армии имени В.И. Ленина. С деньгами в стране было туго, строить с нуля было слишком дорого, поэтому Московский Совет постановил отвести для будущего Дома Красной Армии одно из лучших зданий Москвы тех лет — Екатерининский институт благородных девиц, дом № 2 по площади Коммуны. Кроме того, был создан специальный фонд, куда поступали средства на реконструкцию, в том числе добровольные взносы от трудящихся. И вот в годовщину десятилетия РККА Центральный Дом Красной Армии имени товарища М.В. Фрунзе открыл свои двери. Почему имени Фрунзе, а не Ленина? Дело в том, что Михаилу Васильевичу не пришлось увидеть реализацию своего замысла (в октябре 1925 г. он скоропостижно скончался в результате неудачно произведенной операции по поводу язвы желудка) . Но учитывая его заслуги перед страной и страстное желание основать в Москве Центральный Дом Красной Армии «как средоточие идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с личным составом Вооружённых Сил» , было принято решение увековечить его память, присвоив Центральному Дому Красной Армии его имя.

В 1928 году в стенах Дома занимались почти три тысячи командиров и политработников. При ЦДКА были открыты вечерняя и заочная военные академии, комвуз, различные курсы, которые позволяли кадровым командирам и начсоставу запаса получить высшее военное и политическое образование или подготовиться к поступлению в военные академии без отрыва от службы. В библиотеке ЦДРА сохранилось уникальное издание — проект Устава ЦДКА 1928 года, которым определялись цели и задачи ЦДКА как учреждения, строящегося на основе «добровольчества, самодеятельности и общественности» , имеющего назначением организацию «внеслужебного быта своих членов» , а также ведение широкой военной и общекультурной работы. Учебно-научные кабинеты ЦДКА являлись одновременно и очагами активной оборонно-массовой работы, пропагандировали роль и значение военных знаний и военной подготовки для обороны страны. Деятельность кабинетов подробно освещалась на страницах газет и журналов. В первые же месяцы в ЦДКА начали действовать курсы руководителей ячеек Осоавиахима московских предприятий, проводились методические сборы, совещания и конференции актива оборонного общества, осуществлялся обмен опытом производственных коллективов по подготовке молодёжи к службе в армии.

ЦДКА сразу стал одним из центров культурно-художественной жизни столицы. Гордость ЦДКА составляют выросшие в довоенные годы в его стенах Центральный музей Вооружённых сил СССР и прославленные художественные коллективы — Центральный академический театр Советской Армии и Дважды Краснознамённый имени А.В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии. Спортивный коллектив ЦДКА послужил базой для создания в будущем Центрального спортивного клуба Армии (ЦСКА).

Любопытно, что в ведении библиотеки ЦДКА была специальная библиотека-автомобиль: эта форма обслуживания читателей использовалась с 1937 года, а после начала Великой Отечественной выезжала для обслуживания бойцов на фронт.

А литературное направление? Ведь в истории российской словесности так много писателей-военных, от Гавриилы Державина (первые десять лет службы он провёл простым солдатом) до Льва Толстого, написавшего «Севастопольские рассказы» будучи ещё молодым артиллерийским офицером, включая Д. Давыдова, М. Лермонтова, офицеров-декабристов К. Рылеева, А. Одоевского, Раевского, А.А. Бестужева-Марлинского и его брата М.А. Бестужева и многих других известных поэтов и прозаиков.

Красная Армия приняла эстафету. Правильно поставленная культпросвет работа, проводимая в Красной Армии, военкоровское движение дали отличный результат. В частях организовывались, издавались журналы, произведения кружковцев печатались в специальных разделах газет. И примерно к середине лета 1930 г. образовалась инициативная группа, которая выдвинула на повестку вопрос о необходимости мобилизации художественного слова на службу обороны советской страны. В эту группу вошли пролетарские писатели (гражданские), военные писатели, представители армейского руководства и общественные деятели. Группа через центральные газеты («Правда», «Известия ЦИК», «Красная звезда», «Литературная газета» и др.) обратилась ко всем писателям СССР с призывом объединиться для создания литературы «помогающей рабочему классу Союза ковать свою боеспособность» и правильно отображающей классовое лицо Красной Армии и флота.

Призыв был услышан и в конце июля 1930 г. в Центральном Доме Советской Армии состоялось организационное собрание, на котором было окончательно оформлено Литературное объединение Красной Армии и Флота (ЛОКАФ) и избраны его руководящие органы.

ЛОКАФ просуществовал два года (1930–1932 гг.), но за это короткое время успел стать не просто массовой организацией, а организацией, включающей в себя «все силы Советского Союза, работающие на укрепление обороны страны и боеспособности РККА» . Его отделения были созданы практически по всему союзу: на Балтике, Украине, в Белоруссии, на Северном Кавказе и в Средней Азии, в Поволжье, на Дальнем Востоке.

Деятельность объединения была направлена «на укрепление обороны страны и боеспособности РККА» путем пропаганды «в художественной форме задач обороны страны, мобилизация вокруг этих задач общественного мнения и активности трудящихся СССР» .

Было выбрано три основных направления: привлечение уже состоявшихся писателей к творческой работе в области оборонной художественной литературы, руководство литературным движением в РККА — «выращивание и воспитание» писательских кадров из красноармейцев, краснофлотцев — и издательская деятельность. Чтобы гражданские писатели смогли полноценно освоить военную тематику, для них разрабатывались различные мероприятия: «курсы военизации» писателей, где военспецы рассказывали им об особенностях деятельности Красной армии, ведении военных действий и т. д.; организовывались литературные вечера и встречи, литературные конкурсы с денежными премиями и правом публикации произведений. Кроме того, гражданские писатели имели возможность отправиться в оплачиваемые командировки (и отправлялись — в армейские лагеря или на маневры). Все эти меры дали результат: ЛОКАФу действительно удалось вовлечь в свою работу множество уже состоявшихся советских писателей.

Вторым не менее важным направлением была работа с «литературным молодняком». ЛОКАФ планировал создать из начинающих армейских авторов «новую армию» писателей, работающих на оборону страны, поскольку любой грамотный человек при правильном подходе в состоянии создать произведение малой формы (небольшой рассказ, очерк, стихотворение) и доступным художественным языком донести до массового читателя правильные идеи: «массовые писатели» — «массовому читателю» — «миллионам молодежи, крестьянства, трудящихся женщин, т.е. тем слоям, которые до сих пор мало чувствуют на себе воздействие революционной пролетарской литературы» . Члены объединения оказывали методическую помощь действующим в военных частях литературным кружкам: разрабатывали программы занятий, посылали своих членов руководить работой литкружков, организовывали литературные консультации для начинающих авторов, создавал при военных газетах литературные отделы, которыми руководили члены ЛОКАФ и т.п.

Объединение стремилось регулярно публиковать произведения начинающих авторов и в своих центральных печатных органах: в Москве — журнал «ЛОКАФ» (в 1933 был переименован в «Знамя» и перешел в ведомство союза писателей СССР) , в Ленинграде — журнал «Залп», а также в сборниках и альманахах других издательств. Были учреждены даже специальные серии: в издательстве «Молодая гвардия» была открыта серия «Молодежь в Красной армии и во флоте», а в Ленинградском отделении «Государственного издательство художественной литературы» — «Литература и война».

ЛОКАФ успел сделать многое и его деятельность государством была оценена по заслугам. Когда вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций…» от 23 апреля 1932 г., согласно которому все писательские организации подлежали роспуску, ЛОКАФ добровольно ликвидировался, одновременно выступив с предложением организовать в структуре Оргкомитета Военную комиссию с передачей ей функций объединения. Предложение было поддержано и ЛОКАФ (практически всем составом) вошел в Союз советских писателей в качестве Комиссии оборонной художественной литературы и продолжил плодотворно функционировать уже в составе ССП. А когда началась война, опыт, накопленный ЛОКАФом, пригодился и военным корреспондентам, и участникам военных действий, очерки, заметки и рассказы которых постоянно публиковались в газетах, журналах, выходили отдельными сборниками (часто в серии «Библиотека красноармейца») .

Это о славном прошлом. В этом обзоре мы представим книги, изданные действующей сегодня военно-художественной писательской студией — Литературным объединением (ЛИТО) имени героя Советского Союза писателя В.В. Карпова при Центральном Доме Российской Армии (ЦДРА) им. Фрунзе. В это литобъединение входят офицеры и гражданский персонал Вооружённых сил РФ (люди, хорошо знающие современную армейскую жизнь) , ветераны Вооружённых сил, члены семей военнослужащих и гражданские лица, пишущие на военно-патриотические темы. Представлены все жанры: проза, поэзия, драматургия, литературная критика, публицистика. Как и в прежние времена, объединение, помимо создания и публикации литературных произведений о Вооруженных силах РФ, их славной истории, героизме российских военнослужащих, выполняющих свой воинский долг, ведет работу с начинающими армейскими литераторами. Организует и проводит различные семинары: творческие — как создаются художественные произведения, и практические — как издать книгу, как сделать, чтобы она попала на полки книжных магазинов, как опубликоваться в литературном сборнике или журнале и т.д.

С весны 2016 года в Вооружённых силах РФ в соответствии с рядом документов, отправленных в войска, началась организационная работа по созданию литературных объединений при домах офицеров военных округов, Северного флота, высших военных учебных заведений, гарнизонов и воинских частей. Этими же документами было определено, что методическое руководство работой всех литобъединений в ВС РФ осуществляет ЛИТО им. В.В. Карпова при ЦДРА.

В настоящее время в ЦДРА им. Фрунзе учреждено несколько книжных серий. Часть книг представлена в открытом доступе, что объясняется их читательским адресом и целями литобъединения писателей-военных: все они адресованы самому широкому кругу читателей, и в первую очередь — молодёжи (школьникам, студентам, курсантам военных училищ). А кроме того, эти издания могут быть использованы в качестве учебного материала в школах при изучении истории, русского языка, литературы, а также при проведении уроков мужества и других мероприятий патриотической направленности.

Первая книга — из серии «Будущему воину. История Российской армии и флота».

Шигин В.В. В морях твои дороги... Забытые русские мореплаватели XVIII–XIX веков
Шигин В.В. В морях твои дороги... Забытые русские мореплаватели XVIII–XIX веков : документальные повести из истории Российской Армии и Флота / В.В. Шигин. — М. [ЦДРА им. Фрунзе], 2021. — 186 с. — (История Российской Армии и Флота. Будущему воину).

Читать

В каталоге

Автор — известный российский писатель-маринист Владимир Шигин (капитан 1 ранга, прослужил в вооруженных силах СССР и РФ 33 календарных года) .

В книге пять документальных исторических повестей, рассказывающих о российских мореплавателях и первооткрывателях.

Первая — «Два воина храбрые, два быстрые орла…» посвящена лейтенанту Хвостову и мичману Давыдову, дважды совершившим плавание на Аляску, посетивших Калифорнию и отстаивавших в боях с японцами Курильские острова в самом начале 19 века.

Именно Хвостов и Давыдов командовали легендарными судами «Юнона» и «Авось». Поэта А. Вознесенского увлек безусловно очень романтический, но в целом мелкий эпизод большой истории российского освоения Дальнего Востока. Между тем жизнь Хвостова и Давыдова была полна приключений и подвигов, а тайна их смерти не разгадана и по сей день (были они совсем молодыми людьми: Николай Хвостов чуть не дожил до 33-летия, а Гавриилу Давыдову было всего 26) .

Вторая повесть «Штурман Полярного моря» посвящена подвигу первооткрывателя Новой Земли Петра Пахтусова. Его жизнь была короткой, но наполненной выполнением патриотического долга и служением Отечеству. Следующая повесть «Первооткрыватели Антарктиды» рассказывает о коллективном подвиге русских моряков шлюпов «Мирный» и «Восток», открывших во время плавания в Южный океан в 1819–1821 годах последний неизвестный континент (в 19 веке на карте мира было ещё достаточно белых пятен). А повесть «Жизнь в служении Отечеству» посвящена жизненному пути мореплавателя и флотоводца адмирала Михаила Петровича Лазарева. И последняя — «Этот скромный Анжу» о моряке, полярном исследователе Петре Анжу, который поставил окончательную точку в поисках таинственной Земли Санникова и одновременно в ходе ее поисков открывшего острова Новосибирского архипелага.

Вот еще две книги того же автора из другой серии «Будущему воину. Библиотека ратного подвига».

Шигин В.В. Герои Черноморского флота XVIII–XIX веков
Шигин В.В. Герои Черноморского флота XVIII–XIX веков : документальные повести / В.В. Шигин. — М. [ЦДРА им. Фрунзе], 2020. — 186 с. — (Будущему воину. Библиотека ратного подвига).

Читать

В каталоге

Посвящена подвигам моряков-черноморцев разных эпох. Тут и о первых победах над турками выдающегося российского адмирала А. Сенявина («Из рода Сенявиных»); и о капитане 2 ранга Остен-Сакене, подвигом которого восхищались и Суворов, и Потемкин, а турки при упоминании его имени спускали свои флаги («За мной, кто в Бога верует!»). Повесть «Освободитель Неаполя» — о том, как совсем небольшой отряд русских моряков-десантников в 1800 году освободил от французов Неаполь и Рим. И еще несколько рассказов о героях былых веков, чьи имена современники произносили с восторгом, а сегодня мы ничего не знаем ни о них, ни об их жизни, целиком посвященной службе отечеству.

Шигин В.В. Герои Балтийского флота XVIII–XIX веков
Шигин В.В. Герои Балтийского флота XVIII–XIX веков : документальные повести / В.В. Шигин. — М. [ЦДРА им. Фрунзе], 2020. — 122 с. — (Будущему воину. Библиотека ратного подвига).

Читать

В каталоге

Включенные во вторую книгу повести также напоминают нам о забытых героях: участнике Чесменского сражения лейтенанте Дмитрии Ильине, который в отчаянной самоубийственной атаке поджёг турецкий флот в Чесменской бухте, — судьба его была непростой и таит до сих пор много загадок; о командующем отрядом русских кораблей в битве у острова Патрас капитане 1 ранга Михайле Коняеве. Документальная повесть «Громами отражая гром…» посвящена адмиралу Александру Крузу, который спас в 1790 году Петербург от шведского флота. И еще несколько историй о героях, которые в отчаянной морской схватке бросались на более сильного противника и всегда сражались до конца.

Горячие ветры
Горячие ветры [Книга современной военной прозы и публицистики]. — М. [ЦДРА им. Фрунзе], 2020. — 313 с. — (Современная военная проза).

Читать

В каталоге

Всегда интересно заглянуть в сборник, где представлены произведения разных авторов: состоявшихся известных писателей и молодых литераторов, таких как Максим Сентяков, молодой, но уже достаточно известный писатель, создатель и вдохновитель творческого объединения Удмуртской Республики «Поэты Ртутного Века» (в этом сборнике напечатан его рассказ «Пламя»). Книга вышла в серии «Современная литературная проза». Все авторы в разное время проходили службу в Вооружённых силах Российской Федерации и других силовых структурах. Произведения охватывают период со второй половины XVIII века до наших дней. В них рассказывается и о героических страницах истории Российской (Советской) Армии, и о повседневной деятельности современных Вооружённых сил.

И, конечно, члены литературного объединения к сегодняшнему дню выпустили уже несколько поэтических сборников, посвященных специальной военной операции. Вот один из них:

Сила V правде
Сила V правде [сборник стихотворений о специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на Украине]. — М. [ЦДРА им. Фрунзе], 2022. — 136 с. — (Современная военная поэзия).

Читать

В каталоге

В этот сборник вошли стихи поэтов Центрального Дома Российской Армии имени М.В. Фрунзе, членов литературного объединения им. В.В. Карпова и поэтов из разных регионов России. Некоторые стихи были написаны непосредственно в зоне проведения СВО. Книга состоит из трёх разделов: духоподъёмные стихи в поддержку СВО; стихи, посвящённые военнослужащим-героям СВО; лирические стихи о любви и верности, о родных и близких. Поскольку сборник адресован том числе российским военнослужащим, находящимся в зоне СВО, исходя из фронтового опыта Великой Отечественной войны, книга издана в карманном формате, чтобы ее было удобно носить с собой и в боевой обстановке, и в часы отдыха.

Как альтернатива чтению — YouTube-проект ЦДРА им. М.В. Фрунзе, который называется «История Российской Армии. Беседы с Владимиром Шигиным». Особое внимание здесь уделяется малоизвестным фактам истории Российской Армии и флота. Последний выпуск посвящен выдающемуся русскому полководцу, государственному деятелю, дипломату, генерал-фельдмаршалу Ивану Федоровичу Паскевичу.