Лето: каникулы, отпуска. Оставим серьёзные темы на потом и сосредоточимся только на отдыхе. Отдыхать можно активно (с элементами физической нагрузки на пляже, на поляне, в лесу или парке). А можно пассивно допустим, когда погода не очень. Тут больше подходят упражнения для ума и разные тихие игры. Правда, как всегда, наши варианты из книжек, вышедших примерно в первой трети прошлого, двадцатого, века. Но, как говорится, всё новое это хорошо забытое старое.
Начнём с активных развлечений и сразу перейдём к изданиям.
Первое:
«Настоящий сборник составлен по заданиям Московского Совета Физической культуры и имеет целью дать в краткой, сжатой форме простейшие игры и развлечения, которые без всяких специальных руководителей могут проводиться в деревне или другом месте, самой молодёжью».
То есть, всё предлагаемое в брошюре годится для любой молодёжи, решившей отдохнуть на природе (совсем не обязательно деревенской). Цель этих игр сделать молодого человека сильным, ловким, находчивым, а кроме того, выработать навыки эффективной работы в коллективе.
Сначала общие указания, в целом очень разумные и актуальные в любой исторический период: как выбрать место для игры (безопасное, подальше от жилых помещений, чтобы никому не мешать; вдали от болот и навозных куч и пр. опасных препятствий); как следует одеться; что, сильно вспотев, не стоит пить холодной воды, а также заниматься физическими активностями после еды, и другие полезные советы.
Для примера, игра (коллективная), называется «День и ночь». Все играющие, кроме одного вожака, делятся на две равные партии: партию дня и партию ночи. На земле, по середине площадки, чертится длинная линия, по двум краям площадки чертятся линии-дома. Обе партии, выстроившись в шеренги, становятся друг против друга, лицом к концам площадки, на расстоянии шага от средней линии. Вожак, встав между партиями, подбрасывает кверху дощечку (с одной стороны светлую, с другой тёмную). Если она упадёт светлой стороной кверху, то он кричит «день»: тогда игроки партии ночи убегают в свой дом, а игроки партии дня ловят их. За каждого пойманного партия дня получает очко. Если дощечка падает тёмной стороной кверху, то убегает партия дня, а партия ночи ловит. Так играют до заранее условленного числа очков.
Игр там много: от совсем простых и давно забытых, типа пятнашек, горелок, бега в мешках и перетягивания каната, до более сложных, коллективных. Первая половина книжки описания и методические указания, вторая рисунки, их поясняющие.
Следующая книга:
Тут то же самое, написано «для школьников», но играть могут все, кто захочет, не только школьники 13-17 лет, как указано на обложке, тем более в список игр входят и волейбол, и баскетбол, и ручной мяч, кроме, правда, футбола, который в те годы считался игрой сложной, «очень ответственной и небезопасной», требующей специальной предварительной физической подготовки:
«Араб, только на четвёртом году жизни лошади кладёт на неё подушку, которая служит седлом для ребёнка: взрослый араб никогда не сядет на нее в этом возрасте, боясь повредить не совсем взрослому, красивому животному. В Европе отношение к лошади другое; мы иной раз видим, читаем в афишах о скачках, что в них участвуют лошади двухлетки: некоторые из них побеждают, но скоро становятся никуда не годными и рано гибнут. Человеку для трудной работы тоже нужно сначала окрепнуть, подготовиться к ней более простыми видами деятельности, с которыми она имеет что-нибудь общее» .
Так что, сначала простые игры, а потом уже футбол.
Тут для примера никакого сценария игры не приведёшь, слишком детально даны описания (иногда прямо тут же и схема размещения, и передвижения игроков). Но хоть перечислим некоторые названия: «Прогулочный лишний»; «Тяни в круг»; «Норовистая лошадь»; «Крикет без лапты»; «Шведская гонка мяча»; «Итальянская лапта»; «Два лагеря»; «Мяч на ловле» и др.
Перейдём к тихим играм. Вот книжка, скажем так, первого уровня:
Тут понемногу обо всём. Фокусы простые, без особых затей и в целом известные: превращение воды в чернила; бездонный стакан (это когда «фокусник» на спор предлагает опустить в стакан, полный до краёв, 300 булавок, и клянётся, что вода при этом не выльется); плавающая иголка; платок, который не тонет; исчезающая монета и пр. Минимум реквизита, а успех обеспечен. Непременные игры со спичками: поднять одной спичкой 15 других и сделать это легко и красиво; из 10 спичек получить 0, а из восьми три; сделать так, чтобы спичка плавала в воде в вертикальном положении и другие, не менее занимательные. Бонусом загадки, шарады («Конец с началом средь певцов; Средина в пеньи соловьёв…Теперь всё вместе прочитай, и тотчас вспомнишь про Китай» это не загадка, шарада); ребусы, анаграммы и немного игр, самых простых, не требующих большого помещения. Очевидно, что сборник использовался для организации небольших вечеров по интересам.
Совсем небольшая брошюра-головоломка:
Танграм очень древняя головоломка, появилась в Китае более 4000 лет назад. Правда, в паровозе не 7 частей, как в исходном китайском варианте (5 треугольников: 2 маленьких, 1 средний и 2 больших; параллелограмм и квадрат), но принцип тот же: из кусочков надо постараться составить фигуры, нарисованные в сборнике. Развлечение древнее, увлекались многие. Говорят, сам Наполеон Бонапарт, находясь в ссылке на острове Св. Елены, посвящал много времени этой игре, «упражняя своё терпение и находчивость» (во всяком случае, так утверждал автор книг об Алисе в Стране чудес в другой своей книге «Модная китайская головоломка») . Головоломка полезная, отлично тренирует внимание и развивает пространственное мышление как у детей, так и у взрослых.
И, конечно, книги легендарного популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана (18821942). Не было в СССР человека, который не держал в руках «Занимательную физику» Перельмана школьники и взрослые, отличники и двоечники. Его книги издавались огромными тиражами, переиздаются и сегодня, непременно стоят на полках библиотек. Это не на тему «забытые имена знаменитых соотечественников». Просто иногда, чтобы захотеть заглянуть в незнакомую книгу, надо, чтобы кто-то о ней рассказал. Совсем коротко.
Мы выбрали три. Первая:
Это книга уже для продвинутого пользователя, не превращение воды в чернила.
Начинается она рассказом автора о событиях своего детства. Как однажды он попал на представление:
«ЧУДО НАШЕГО ВЕКА!
Феноменальный мальчик Феликс! Запоминает с одного раза 100 слов, названных публикой, повторяет их в любом порядке, а также называет порядковый номер каждого слова! Беспримерный успех в столицах и провинции!!!».
А ещё чудо-мальчик демонстрировал отгадывание мыслей: любые загаданные предметы, содержимое карманов публики и пр., и т. п. (с завязанными глазами!). И левитацию. Мальчик Яков был под впечатлением. И представьте, через два дня, поднимаясь по лестнице в свою квартиру, он увидел Феликса, который, оказывается, на время гастроли поселился в том же доме! Конечно, целью юного Перельмана стали секреты показанных фокусов. И пусть не сразу, но узнать их ему удалось:
«И все-таки я добился своего! На другой день Феликс открыл мне секрет необычайной памяти. Не буду подробно рассказывать, как сумел я расположить его к откровенности. Пришлось расстаться с полусотней редких марок, и Феликс не устоял перед соблазном».
За вторую половину тайны отгадывание мыслей пришлось пожертвовать остатком коллекции марок. Довеском пошла техническая сторона левитации.
Происходило это давно, но Перельман строго соблюдал клятву данную Феликсу и много лет хранил доверенную ему тайну. Но, спустя время, секрет был открыт другими людьми и даже опубликован в журналах (и не в одном!). Поэтому автор счёл себя свободным от обязательств, и вот, появилась эта книжка, где дано описание различных фокусов, с последующим разоблачением. Фокусы самые разные, реквизит простой: отгадывание мыслей, спичек, камней домино, включая вариант «в какой руке?». Отгадывание задуманных чисел и развязывание волшебных узлов; волшебный бумажник и бесчисленные вариации фокусов со спичками. А ещё настольные игры, от широко известного морского боя, до менее распространённых сегодня (арифметическое путешествие и др.).
Игра в слова: «Отгадайте задуманное слово по сочетанию «аталоп». Отгадали? Это лопата. А как эти: сарипопа, рулжан, некосир, анорид, тремасинт, упечах? И занимательные рисунки, и танграм. Занимательные математические задачи (некоторые с идеологическим подтекстом, например, про единоличника и пионера). И самые детальные разоблачения в последнем разделе с поясняющими рисунками, где необходимо.
Вторая книжка:
«Эта книжечка предназначена, главным образом, для тех, кто уже знаком с начатками алгебры. Цель её, приучить к осторожности при выполнении алгебраических вычислений и предостеречь от ошибок, довольно распространённых среди начинающих изучать математику. Книжечка может быть полезна для школьников, для обучающихся на рабфаках и в техникумах, а также для лиц, занимающихся самообразованием».
В целом, для широкого круга читателей, в основном молодых. И сразу пример, чтобы было понятно, что там, внутри:
«10=11
Как в 10-ти комнатах разместить 11 человек, по одному в каждой комнате?
Нужно 11-го человека поместить временно в первую комнату, а затем размещать остальных по одному в каждую комнату. Тогда в первой комнате окажется 2 человека. 3-го человека вселяем во вторую комнату, 4-го в третью, 5-го в четвертую и т.д. до 10-го человека, которому будет отведена 9-я комната.
В десятую комнату, оставшуюся, как видите, свободной, можно теперь перевести из первой комнаты 11-го человека. Тогда все 11 человек будут размещены в 10 комнатах, и в каждой окажется по одному человеку.
Но как может 10 равняться 11?
В чём ошибка?»
Ответ в книжке, на стр. 14.
Для справки: математический софизм утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. История математики полна неожиданных и интересных софизмов, разрешение которых порой служило толчком к новым открытиям. Очень часто понимание ошибок в софизме ведёт к пониманию математики в целом, помогает развивать логику и навыки правильного мышления.
И последняя книжка отгадчик из серии «задумай число»:
«Проделайте внимательно над задуманным числом все выкладки, о которых здесь говорится, и книжечка отгадает результат ваших вычислений. Если результат иной, проверьте свои выкладки и удостоверьтесь, что ошиблись вы, а не книжечка».
Например:
«Задумайте число меньше 10 (кроме нуля); прибавьте к нему 29 последнюю цифру результата отбросьте; оставшееся умножьте на 10; к результату прибавьте 4; полученное умножьте на 3; от результата отнимите 2. У ВАС ТЕПЕРЬ 100!»
Эта брошюрка печатное видоизменение автомата, который выставлен в зале математических развлечений Дома Занимательной Науки. В Доме экспонат этот был оформлен в виде совы, которая и изображена на обложке.
Хотелось обойтись без отступлений, но не рассказать о Доме Занимательной Науки просто невозможно (две последние книжки это как раз издания «Дома Занимательной Науки»).
Был в Ленинграде такой удивительный музей, единственный в своём роде. Одним из устроителей и научным руководителем которого также был Я.И. Перельман.
«Существует литературный приём, обозначаемый термином «отстранение». Состоит он в том, чтобы обыденное показывать, как странное; в старом, приглядевшимся открывать новое, неожиданное. К такому именно приёму прибегали при оформлении научных экспонатов устроители Дома занимательной науки, открывающегося на днях в Ленинграде, на Фонтанке, 34. Задача этого своеобразного просветительного учреждения популяризация научных знаний, но не последних достижений науки, а её фундаментальных положений и основных законов, которые напрасно принято считать общеизвестными. Слишком часто вместо чётких и твёрдых знаний мы встречаемся с рутинными заблуждениями и верхоглядством. Борьбу с таким мнимым знанием и поставил себе задачей Дом занимательной науки. Дело крайне важное, но в то же время и очень трудное...Чтобы побудить посетителей дома задуматься о мнимо известных вещах, сконструированы экспонаты, озадачивающие своей парадоксальностью. Все слышали о рентгеновских лучах, но многим ли случалось видеть скелет собственной руки и считать монеты в своём кошельке, не раскрывая его? В Доме занимательной науки эта возможность предоставляется каждому посетителю. Кто не читал об аэродинамической трубе ЦАГИ? Но мало кто видел подобный аппарат в действии. В Доме занимательной науки каждый юный авиамоделист может «обдувать» свой аэроплан при скорости 100 км в час. Около сотни подобного рода экспонатов размещено в трёх залах дома. В изготовление экспонатов вложено много выдумки и изобретательности, много настойчивого труда, объединившего популяризаторов, учёных, конструкторов, художников и мастеров», так писала о новом музее газета «Известия» в октябре 1935 г. В народе его почти сразу стали называть «Дом Чудес». Чего там только не было! Даже буфет был устроен с сюрпризами: из бутылки, стоящей в битом льду, наливали кипяток, а секретная чайная ложка таяла в стакане с горячим чаем быстрее сахара (бутылка сосуд Дьюара, а ложечка была сделана из специального сплава, тающего при температуре 68 °С).
Сначала были открыты отделы мироведения, физики, математики и географии, а затем и другие: астрономии, электричества и зал, посвящённый Жюлю Верну.
В зале астрономии было огромное искусственное небо. Оно вращалось вокруг неподвижной Полярной звезды. Небо демонстрировалось с показом его в различные времена года. В центре зала стоял прибор, опровергающий устоявшееся представление о том, будто Солнце всегда точно восходит на востоке, а заходит точно на западе (что имеет место только во время равноденствия). С помощью этого прибора объяснялись причины разной продолжительности дня и ночи, феномен белых ночей и другие астрономические явления. На одном из стендов были расположены «вечные двигатели». Но особый интерес неизменно вызывали два экспоната: устройство для демонстрации закона случайных величин и мудрый филин отгадчик (на обложке нашей книги). Излишне упоминать, что в «Доме занимательной науки» отсутствовали таблички «Руками не трогать!» и «За ограждение не входить!», поскольку, по горячему убеждению организаторов, все экспонаты должны быть доступны, их можно и нужно трогать, рассматривать со всех сторон, вникать в их устройство и осмысленно с ними работать. К сожалению, войны «Дом чудес» не пережил большая часть экспонатов была утрачена. Возможно, будь жив Я.И. Перельман, музей удалось бы возродить. Но он тоже не пережил блокады: в марте 1942 года скончался от общего истощения (они с женой отказались эвакуироваться; в осаждённом городе Перельман проводил теоретические занятия, в т. ч. по ориентировке на местности, для войсковых разведчиков, моряков, ополченцев, по своим специально разработанным курсам: «Как найти дорогу в чаще зимой и летом», «Как определить расстояние до объекта», «Как ориентироваться по звёздам и Луне» и др.) .
Вот, пожалуй, всё, что хотелось вам показать и рассказать. Лето продолжается. Отдыхаем! С пользой.