Электронная библиотекаМолодежь России

Только про отдых: весело и с пользой

Лето: каникулы, отпуска. Оставим серьёзные темы на потом и сосредоточимся только на отдыхе. Отдыхать можно активно (с элементами физической нагрузки — на пляже, на поляне, в лесу или парке). А можно пассивно — допустим, когда погода не очень. Тут больше подходят упражнения для ума и разные тихие игры. Правда, как всегда, наши варианты из книжек, вышедших примерно в первой трети прошлого, двадцатого, века. Но, как говорится, всё новое — это хорошо забытое старое.

Начнём с активных развлечений и сразу перейдём к изданиям.

Первое:

Патыш И.Л. Игры и развлечения для деревенской молодёжи
Патыш И.Л. Игры и развлечения для деревенской молодёжи / И.Л. Патыш. — М.: Новая Москва, 1924. — 39 с.: с ил.

Читать

В каталоге

«Настоящий сборник составлен по заданиям Московского Совета Физической культуры и имеет целью дать в краткой, сжатой форме простейшие игры и развлечения, которые без всяких специальных руководителей могут проводиться в деревне или другом месте, самой молодёжью».

То есть, всё предлагаемое в брошюре годится для любой молодёжи, решившей отдохнуть на природе (совсем не обязательно деревенской). Цель этих игр — сделать молодого человека сильным, ловким, находчивым, а кроме того, выработать навыки эффективной работы в коллективе.

Сначала — общие указания, в целом очень разумные и актуальные в любой исторический период: как выбрать место для игры (безопасное, подальше от жилых помещений, чтобы никому не мешать; вдали от болот и навозных куч и пр. опасных препятствий); как следует одеться; что, сильно вспотев, не стоит пить холодной воды, а также заниматься физическими активностями после еды, и другие полезные советы.

Для примера, игра (коллективная), называется «День и ночь». Все играющие, кроме одного — вожака, делятся на две равные партии: партию дня и партию ночи. На земле, по середине площадки, чертится длинная линия, по двум краям площадки чертятся линии-дома. Обе партии, выстроившись в шеренги, становятся друг против друга, лицом к концам площадки, на расстоянии шага от средней линии. Вожак, встав между партиями, подбрасывает кверху дощечку (с одной стороны светлую, с другой тёмную). Если она упадёт светлой стороной кверху, то он кричит «день»: тогда игроки партии ночи убегают в свой дом, а игроки партии дня ловят их. За каждого пойманного партия дня получает очко. Если дощечка падает тёмной стороной кверху, то убегает партия дня, а партия ночи ловит. Так играют до заранее условленного числа очков.

Игр там много: от совсем простых и давно забытых, типа пятнашек, горелок, бега в мешках и перетягивания каната, до более сложных, коллективных. Первая половина книжки — описания и методические указания, вторая — рисунки, их поясняющие.

Следующая книга:

Филитис Н.С. Подвижные школьные игры
Филитис Н.С. Подвижные школьные игры / Н.С. Филитис. — 2-е изд. — М.: ЦКЖД «Гудок», 1927. — 109 с.

Читать

В каталоге

Тут то же самое, написано «для школьников», но играть могут все, кто захочет, не только школьники 13-17 лет, как указано на обложке, тем более в список игр входят и волейбол, и баскетбол, и ручной мяч, кроме, правда, футбола, который в те годы считался игрой сложной, «очень ответственной и небезопасной», требующей специальной предварительной физической подготовки:

«Араб, только на четвёртом году жизни лошади кладёт на неё подушку, которая служит седлом для ребёнка: взрослый араб никогда не сядет на нее в этом возрасте, боясь повредить не совсем взрослому, красивому животному. В Европе отношение к лошади другое; мы иной раз видим, читаем в афишах о скачках, что в них участвуют лошади двухлетки: некоторые из них побеждают, но скоро становятся никуда не годными и рано гибнут. Человеку для трудной работы тоже нужно сначала окрепнуть, подготовиться к ней более простыми видами деятельности, с которыми она имеет что-нибудь общее» .

Так что, сначала простые игры, а потом уже футбол.

Тут для примера никакого сценария игры не приведёшь, слишком детально даны описания (иногда прямо тут же и схема размещения, и передвижения игроков). Но хоть перечислим некоторые названия: «Прогулочный лишний»; «Тяни в круг»; «Норовистая лошадь»; «Крикет без лапты»; «Шведская гонка мяча»; «Итальянская лапта»; «Два лагеря»; «Мяч на ловле» и др.

Перейдём к тихим играм. Вот книжка, скажем так, первого уровня:

Архангельский А. Занимательный досуг. Фокусы. Загадки. Игры со спичками. Шарады. Ребусы. Головоломки. Задачи. Игры
Архангельский А. Занимательный досуг : Фокусы. Загадки. Игры со спичками. Шарады. Ребусы. Головоломки. Задачи. Игры. / А. Архангельский. — М.: Крестьянская газета, 1927. — 33 с.

Читать

В каталоге

Тут понемногу обо всём. Фокусы простые, без особых затей и в целом известные: превращение воды в чернила; бездонный стакан (это когда «фокусник» на спор предлагает опустить в стакан, полный до краёв, 300 булавок, и клянётся, что вода при этом не выльется); плавающая иголка; платок, который не тонет; исчезающая монета и пр. Минимум реквизита, а успех обеспечен. Непременные игры со спичками: поднять одной спичкой 15 других и сделать это легко и красиво; из 10 спичек получить 0, а из восьми — три; сделать так, чтобы спичка плавала в воде в вертикальном положении и другие, не менее занимательные. Бонусом — загадки, шарады («Конец с началом — средь певцов; Средина — в пеньи соловьёв…Теперь всё вместе прочитай, и тотчас вспомнишь про Китай» — это не загадка, шарада); ребусы, анаграммы и немного игр, самых простых, не требующих большого помещения. Очевидно, что сборник использовался для организации небольших вечеров по интересам.

Совсем небольшая брошюра-головоломка:

Громов А. Головоломка «Паровоз»
Громов А. Головоломка «Паровоз» / А. Громов. — М.: Госиздат, 1930. — 11 с.

Читать

В каталоге

Танграм — очень древняя головоломка, появилась в Китае более 4000 лет назад. Правда, в паровозе не 7 частей, как в исходном китайском варианте (5 треугольников: 2 маленьких, 1 средний и 2 больших; параллелограмм и квадрат), но принцип тот же: из кусочков надо постараться составить фигуры, нарисованные в сборнике. Развлечение древнее, увлекались многие. Говорят, сам Наполеон Бонапарт, находясь в ссылке на острове Св. Елены, посвящал много времени этой игре, «упражняя своё терпение и находчивость» (во всяком случае, так утверждал автор книг об Алисе в Стране чудес в другой своей книге «Модная китайская головоломка») . Головоломка полезная, отлично тренирует внимание и развивает пространственное мышление как у детей, так и у взрослых.

И, конечно, книги легендарного популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана (1882—1942). Не было в СССР человека, который не держал в руках «Занимательную физику» Перельмана — школьники и взрослые, отличники и двоечники. Его книги издавались огромными тиражами, переиздаются и сегодня, непременно стоят на полках библиотек. Это не на тему «забытые имена знаменитых соотечественников». Просто иногда, чтобы захотеть заглянуть в незнакомую книгу, надо, чтобы кто-то о ней рассказал. Совсем коротко.

Мы выбрали три. Первая:

Перельман Я.И. Фокусы и развлечения
Перельман Я.И. Фокусы и развлечения / Я.И. Перельман. — М.- Л.: ЦК ВЛКСМ Изд-во Детской литературы, 1937. — 184 с.

Читать

В каталоге

Это книга уже для продвинутого пользователя, не превращение воды в чернила.

Начинается она рассказом автора о событиях своего детства. Как однажды он попал на представление:

«ЧУДО НАШЕГО ВЕКА!

Феноменальный мальчик Феликс! Запоминает с одного раза 100 слов, названных публикой, повторяет их в любом порядке, а также называет порядковый номер каждого слова! Беспримерный успех в столицах и провинции!!!».

А ещё чудо-мальчик демонстрировал отгадывание мыслей: любые загаданные предметы, содержимое карманов публики и пр., и т. п. (с завязанными глазами!). И левитацию. Мальчик Яков был под впечатлением. И представьте, через два дня, поднимаясь по лестнице в свою квартиру, он увидел Феликса, который, оказывается, на время гастроли поселился в том же доме! Конечно, целью юного Перельмана стали секреты показанных фокусов. И пусть не сразу, но узнать их ему удалось:

«И все-таки я добился своего! На другой день Феликс открыл мне секрет необычайной памяти. Не буду подробно рассказывать, как сумел я расположить его к откровенности. Пришлось расстаться с полусотней редких марок, и Феликс не устоял перед соблазном».

За вторую половину тайны — отгадывание мыслей — пришлось пожертвовать остатком коллекции марок. Довеском пошла техническая сторона левитации.

Происходило это давно, но Перельман строго соблюдал клятву данную Феликсу и много лет хранил доверенную ему тайну. Но, спустя время, секрет был открыт другими людьми и даже опубликован в журналах (и не в одном!). Поэтому автор счёл себя свободным от обязательств, и вот, появилась эта книжка, где дано описание различных фокусов, с последующим разоблачением. Фокусы самые разные, реквизит простой: отгадывание мыслей, спичек, камней домино, включая вариант «в какой руке?». Отгадывание задуманных чисел и развязывание волшебных узлов; волшебный бумажник и бесчисленные вариации фокусов со спичками. А ещё настольные игры, от широко известного морского боя, до менее распространённых сегодня (арифметическое путешествие и др.).

Игра в слова: «Отгадайте задуманное слово по сочетанию «аталоп». Отгадали? Это лопата. А как эти: сарипопа, рулжан, некосир, анорид, тремасинт, упечах? И занимательные рисунки, и танграм. Занимательные математические задачи (некоторые с идеологическим подтекстом, например, про единоличника и пионера). И самые детальные разоблачения — в последнем разделе с поясняющими рисунками, где необходимо.

Вторая книжка:

Перельман Я.И., Дважды два — пять!. Математические софизмы
Перельман Я.И. Дважды два — пять! : Математические софизмы /Я.И. Перельман. — Ленинград: Дом занимательной науки, 1939. — 9 с.

Читать

В каталоге

«Эта книжечка предназначена, главным образом, для тех, кто уже знаком с начатками алгебры. Цель её, приучить к осторожности при выполнении алгебраических вычислений и предостеречь от ошибок, довольно распространённых среди начинающих изучать математику. Книжечка может быть полезна для школьников, для обучающихся на рабфаках и в техникумах, а также для лиц, занимающихся самообразованием».

В целом, для широкого круга читателей, в основном молодых. И сразу пример, чтобы было понятно, что там, внутри:

«10=11

Как в 10-ти комнатах разместить 11 человек, по одному в каждой комнате?

Нужно 11-го человека поместить временно в первую комнату, а затем размещать остальных по одному в каждую комнату. Тогда в первой комнате окажется 2 человека. 3-го человека вселяем во вторую комнату, 4-го — в третью, 5-го — в четвертую и т.д. до 10-го человека, которому будет отведена 9-я комната.

В десятую комнату, оставшуюся, как видите, свободной, можно теперь перевести из первой комнаты 11-го человека. Тогда все 11 человек будут размещены в 10 комнатах, и в каждой окажется по одному человеку.

Но как может 10 равняться 11?

В чём ошибка?»

Ответ в книжке, на стр. 14.

Для справки: математический софизм — утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. История математики полна неожиданных и интересных софизмов, разрешение которых порой служило толчком к новым открытиям. Очень часто понимание ошибок в софизме ведёт к пониманию математики в целом, помогает развивать логику и навыки правильного мышления.

И последняя книжка — отгадчик из серии «задумай число»:

Перельман Я.И. Задумай число. Математический отгадчик
Перельман Я.И. Задумай число: Математический отгадчик / Я.И. Перельман. — Ленинград: Дом занимательной науки, 1941. — 28 с.

Читать

В каталоге

«Проделайте внимательно над задуманным числом все выкладки, о которых здесь говорится, — и книжечка отгадает результат ваших вычислений. Если результат иной, проверьте свои выкладки и удостоверьтесь, что ошиблись вы, а не книжечка».

Например:

«Задумайте число меньше 10 (кроме нуля); прибавьте к нему 29 — последнюю цифру результата отбросьте; оставшееся умножьте на 10; к результату прибавьте 4; полученное умножьте на 3; от результата отнимите 2. У ВАС ТЕПЕРЬ 100!»

Эта брошюрка — печатное видоизменение автомата, который выставлен в зале математических развлечений Дома Занимательной Науки. В Доме экспонат этот был оформлен в виде совы, которая и изображена на обложке.

Хотелось обойтись без отступлений, но не рассказать о Доме Занимательной Науки просто невозможно (две последние книжки — это как раз издания «Дома Занимательной Науки»).

Был в Ленинграде такой удивительный музей, единственный в своём роде. Одним из устроителей и научным руководителем которого также был Я.И. Перельман.

«Существует литературный приём, обозначаемый термином «отстранение». Состоит он в том, чтобы обыденное показывать, как странное; в старом, приглядевшимся — открывать новое, неожиданное. К такому именно приёму прибегали при оформлении научных экспонатов устроители Дома занимательной науки, открывающегося на днях в Ленинграде, на Фонтанке, 34. Задача этого своеобразного просветительного учреждения —популяризация научных знаний, но не последних достижений науки, а её фундаментальных положений и основных законов, которые напрасно принято считать общеизвестными. Слишком часто вместо чётких и твёрдых знаний мы встречаемся с рутинными заблуждениями и верхоглядством. Борьбу с таким мнимым знанием и поставил себе задачей Дом занимательной науки. Дело крайне важное, но в то же время и очень трудное...Чтобы побудить посетителей дома задуматься о мнимо известных вещах, сконструированы экспонаты, озадачивающие своей парадоксальностью. Все слышали о рентгеновских лучах, но многим ли случалось видеть скелет собственной руки и считать монеты в своём кошельке, не раскрывая его? В Доме занимательной науки эта возможность предоставляется каждому посетителю. Кто не читал об аэродинамической трубе ЦАГИ? Но мало кто видел подобный аппарат в действии. В Доме занимательной науки каждый юный авиамоделист может «обдувать» свой аэроплан при скорости 100 км в час. Около сотни подобного рода экспонатов размещено в трёх залах дома. В изготовление экспонатов вложено много выдумки и изобретательности, много настойчивого труда, объединившего популяризаторов, учёных, конструкторов, художников и мастеров», — так писала о новом музее газета «Известия» в октябре 1935 г. В народе его почти сразу стали называть «Дом Чудес». Чего там только не было! Даже буфет был устроен с сюрпризами: из бутылки, стоящей в битом льду, наливали кипяток, а секретная чайная ложка таяла в стакане с горячим чаем быстрее сахара (бутылка — сосуд Дьюара, а ложечка была сделана из специального сплава, тающего при температуре 68 °С).

Сначала были открыты отделы мироведения, физики, математики и географии, а затем и другие: астрономии, электричества и зал, посвящённый Жюлю Верну.

В зале астрономии было огромное искусственное небо. Оно вращалось вокруг неподвижной Полярной звезды. Небо демонстрировалось с показом его в различные времена года. В центре зала стоял прибор, опровергающий устоявшееся представление о том, будто Солнце всегда точно восходит на востоке, а заходит точно на западе (что имеет место только во время равноденствия). С помощью этого прибора объяснялись причины разной продолжительности дня и ночи, феномен белых ночей и другие астрономические явления. На одном из стендов были расположены «вечные двигатели». Но особый интерес неизменно вызывали два экспоната: устройство для демонстрации закона случайных величин и мудрый филин — отгадчик (на обложке нашей книги). Излишне упоминать, что в «Доме занимательной науки» отсутствовали таблички «Руками не трогать!» и «За ограждение не входить!», поскольку, по горячему убеждению организаторов, все экспонаты должны быть доступны, их можно и нужно трогать, рассматривать со всех сторон, вникать в их устройство и осмысленно с ними работать. К сожалению, войны «Дом чудес» не пережил — большая часть экспонатов была утрачена. Возможно, будь жив Я.И. Перельман, музей удалось бы возродить. Но он тоже не пережил блокады: в марте 1942 года скончался от общего истощения (они с женой отказались эвакуироваться; в осаждённом городе Перельман проводил теоретические занятия, в т. ч. по ориентировке на местности, для войсковых разведчиков, моряков, ополченцев, по своим специально разработанным курсам: «Как найти дорогу в чаще зимой и летом», «Как определить расстояние до объекта», «Как ориентироваться по звёздам и Луне» и др.) .

Вот, пожалуй, всё, что хотелось вам показать и рассказать. Лето продолжается. Отдыхаем! С пользой.