Электронная библиотекаМолодежь России

Борьба за режим экономии в личном быту молодежи

Кто сегодня не слышал о финансовой грамотности? «Финансовая грамотность молодежи — надежный фундамент личного успеха!» — правительство, федеральные органы власти и ЦБ РФ последние лет десять озабочены созданием системы финансового просвещения населения (в том числе — молодежи).

Утверждена «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения на 2017 — 2023 гг.», где в качестве целевых групп указаны учащиеся школ и высших учебных заведений; создан общедоступный информационно-просветительский ресурс — сайт «Финансовая культура», где в простой форме разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый гражданин РФ; в регионах проводятся дни, недели, фестивали финансовой грамотности и масса других мероприятий. Такова наша повседневная жизнь, где практически каждому приходится заниматься планированием личного бюджета и ориентироваться в немалом количестве существующих финансовых продуктов и услуг.

Но и почти сто лет назад (в 1920—1930-е годы) в СССР вопросы финансовой грамотности населения (в первую очередь — молодежи) тоже стояли на государственной повестке, пристально изучались и горячо обсуждались. В те далекие времена финансовая грамотность тесно была связана с грамотностью политической.

Немного о времени: закончилась гражданская война, страна в разрухе, военный коммунизм (при котором все остатки экономики строго регламентировались государством) результатов не дал, и тогда правительство пошло на крайнюю (особенно с точки зрения товарищей, ожидающих скорого прихода мировой революции) меру — введение НЭПа (новой экономической политики), чтобы возродить пребывавшие в упадке торговлю, сельское хозяйство и промышленность. Были восстановлены рыночные отношения, разрешено частное предпринимательство и многое другое. Картина жизни изменилась. Разбогатевшие в новых условиях нэпманы — совбуры (советские буржуи) танцевали в ресторанах шимми и фокстрот со своими наряженными по последней моде дамами, в синематографе шли иностранные фильмы из тамошней жизни, процветали магазины, казино (в Москве было два, выручка шла Помголу — Центральной комиссии помощи голодающим при ВЦИК) и т.п.

«Много соблазнов несет с собой нэпманская улица. Шикарные витрины магазинов, богатая весело снующая толпа, новенькие, красивые автомобили ревом своим наполняют улицы (Имеются в виду, появившиеся в Москве такси, конкурирующие с частными извозчиками. — Прим. автора), все это привлекает внимание, радует глаз и действует на психику. Конечно, громадное большинство нашей рабочей молодежи относится к этому вполне равнодушно, без малейшей зависти, озлобленности или неудовлетворенности. Тем не менее, есть некоторая неустойчивая часть товарищей, которые, соприкасаясь как-нибудь совершенно случайно с нэпмановской обстановкой, поражаются ею; их начинает тянуть богатая, блестящая жизнь, и они отрываются от нас. Вот почему надо вести усиленную воспитательную работу, вот для чего необходимо каждому из нас научиться владеть собою, чтобы в опасный момент остановить себя», — так ставит центральную задачу автор первой книги нашего обзора.

Стратоницкий А. Вопросы быта в комсомоле
Стратоницкий А. Вопросы быта в комсомоле / А. Стратоницкий. — Ленинград : Прибой, 1926. — 113 с.

Читать

В каталоге

Эта книга еще не про планирование бюджета, она про то, от каких «вредных» для здоровья и своего общественно-политического развития расходов следует отказаться комсомольцу, чтобы оптимизировать свои траты.

Брошюра написана на реальном материале (опыт работы бытовой комиссии Красной Пресни) с целью указать комсомольцам «…тот истинно ленинский, комсомольский путь поведения, которого должен придерживаться каждый член нашего союза». Брошюра состоит из нескольких глав, в конце каждой — вопросы для самопроверки.

Остановимся на некоторых рекомендациях «этического характера, поскольку эти вопросы являются неотъемлемой частью личной жизни каждого комсомольца».

«Коммунисты не отрицают красоты… Было время — гражданской войны, когда с красотой не считались, не обращали внимания на красоту движений и обстановки… Это создало мнение у некоторой части граждан и обывателей, что большевики — враги красоты, но это определенный уклон, ошибочное мнение… Мы не идем против изящного и красивого, но и не слишком переоцениваем его. Мы подходим к этому вопросу с классовой точки зрения, чтобы от этого не страдало дело революции, дело рабочего класса».

Про одежду. «Мы не монашествующий орден, и рядиться в мешки рогожи нам не пристало. Надо одеваться чисто, хорошо, опрятно и красиво», — костюм должен быть удобным, красивым, но не настолько «роскошным», чтобы выделяться в общей рабочей массе, и обязательно соответствовать бюджету. Не следует впадать в крайность и ходить в неряшливом и оборванном виде, демонстрируя свое пролетарское происхождение. Но самое вредное для бюджета и морального облика строителя социализма — стараться следовать моде. «Если у нас тот или иной товарищ наденет галстук, мы понятно, ему ничего не скажем. Но если парень начнет носить брюки „дудочки“ или шикарный костюм — это уж будет нехорошо, так как у нашего среднего рабочего бюджет не настолько велик, чтобы иметь дорогие, роскошные вещи. Кроме того, за шитье модного платья берут много дороже, чем за обыкновенный фасон, и уже по этой причине шитье модных костюмов является преступным, так как представляет собою лишний расход. Но самое главное, что за модой гонятся женщины больше всего из самолюбия и тщеславия. Не потому, что нравится разрез на боку модной юбки, а потому, что на нее с завистью указывают подруги и знакомые».

Про серьги, кольца, браслеты и другие украшения.

«Привычка украшать свое тело разными красивыми побрякушками — есть пережиток первобытных варварских времен, и нам, комсомольцам, как людям передовым и культурным, этого не нужно… У европейцев вкус развит более тонко, поэтому буржуазия любит украшать свои руки золотыми кольцами и браслетами, взамен грубых больших колец, надевающихся через переносицу или губу (в малокультурных и диких племенах Африки и Австралии)… Мы в Советской России в этом направлении идем еще дальше и требуем, чтобы у нас комсомольцы совсем не носили украшения, имея в виду, что, помимо некультурности, ношение всякого рода украшений является вредным, так как задерживает нормальное кровообращение в стиснутых членах тела».

Лучшее украшение пролетарской молодежи — «многочисленные мозоли на честных и трудовых рабочих руках». И вообще, поскольку есть те, кто живет бедно или обременен большой семьей, другим товарищам, имеющим большие финансовые возможности, «не этично иметь золотые часы, портсигары, модные костюмы и всякие другие предметы роскоши». Конечно, было бы неплохо, отмечает автор, чтобы каждый рабочий имел возможность покупать красивые и хорошие вещи, но пока этого нет, следует воздержаться — из классовой солидарности. Правда, обещает автор, не за горами то время, когда золото потеряет «свою условную ценность и будет только красивой, блестящей вещью. Тогда, в назидание потомству, на улицах больших городов хорошо будет из золота построить общественные уборные. В настоящее же время, пока золото имеет такое большое значение, мы должны зорко следить за тем, чтобы один из нас не жил за счет другого».

О квартирной обстановке. Прекрасно, когда комната комсомольца опрятна и хорошо обставлена, «хорошо, если помимо необходимых вещей она будет убрана портретами вождей, ковром на стене или в ней будет находиться хороший мягкий диван, а вот обставлять свою комнату дорогой мебелью, приобретать трюмо или рояль, — это оправдывать не приходится». Сложно сказать, сколько комсомольцев украшало свои жилища трюмо и роялями, поскольку беда была в другом. Большинство жило в тесных, перенаселенных помещениях, и главная задача была в соблюдении простых правил гигиены.

«Очень часто, когда заходишь в квартиру какого-нибудь комсомольца, прямо поражаешься тому виду, какой представляет собою это комсомольское жилище. В беспорядке разбросанные по полу книги и учебники, грязное белье на полках и кровати, паутина и плесень в углах и на окнах, а у одного комсомольца на кровати оказалось даже грязное помойное ведро. Вполне понятно, что мы, комсомольцы — люди занятые и свободного времени в своем распоряжении имеем немного, тем не менее его достаточно, чтобы привести в надлежащий вид свою комнату, убирать и подметать ежедневно».

О красоте лица женской половины РКСМ. «Медицина считает, что употребление пудры очень вредно. В самом деле, пудра засоряет поры кожи, и лицо скоро становится вялым и дряблым, старится раньше времени. Вот почему мы высказываемся всегда против краски и пудры». Но главное, излишнее внимание к своей внешности приводит к кокетству и флирту, а дальше такая девушка может превратиться «в развратную женщину, а порой даже в проститутку». Во как. «В буржуазном обществе, где богатым и именитым дамам „полусвета“ нечего было делать (за них все делали слуги) и они с жиру бесились с своими болонками (собачками) или изнывали в томной неге и любви, кокетство было самым приятным времяпровождением, так как оно занимало много свободного времени… Мы же на эти вещи смотри со своей точки зрения, с пролетарской. У нас девчата заняты в производстве и на общественной работе целый день и свободного времени для флирта и кокетства не имеют».

А теперь несколько вопросов для самопроверки.

  1. Может ли комсомолец одеться по последней моде?
  2. Можно ли, по представлениям комсомола, пудриться, краситься, а если нет, то почему?
  3. Пижонство ли будет, если парень оденется прилично, чисто и хотя бы наденет галстук? Является ли галстук вещью для всех или только для буржуазного класса?
  4. Никто не будет дорого одеваться и тем самым отрываться от других, не имея на это средств. Зачем же давать такие большие оклады, когда другие не имеют необходимого?

Подводя итог, сформулируем основные правила комсомольской этики:

«В наших рядах не место чванству, заносчивости, гордости и т.д. Все, что выделяет отдельную личность из коллектива, нам не нужно... Обладать твердой волей и сильным характером, в особенности в условиях нэпа, для того, чтобы обуздывать свои желания, имеет большое значение. Настоящая ленинская большевистская линия поведения вырабатывается в борьбе с сами собою. Нет труднее, нет тяжелее такой внутренней борьбы, но нет и приятнее, как победить самого себя, обуздать свои желания».

Актуальных для комсомольцев тем в книге А. Стратоницкого, конечно, раскрыто больше (О пролетарской морали; Комсомолец на производстве; Взаимоотношение полов в комсомоле; Комсомолец как общественник). Темы интересные, до полного изумления, но обо всем в одном обзоре не расскажешь. О чем еще нельзя не упомянуть — может быть, самая сильная часть этой брошюры — обвинительные акты и приговоры бытовых судов (даны в приложении, с. 104-110).

«Вопросы быта в комсомоле» вышли в 1926 году, но, как показывают результаты исследования молодежных бюджетов, которым посвящена следующая книга (1928 г.), соблазны НЭПа оказались сильнее, чем предполагал бытовой комитет Красной Пресни. Тут вопрос поставлен иначе. Как обучить молодежь «культурно, рационально расходовать свою зарплату, использовать имеющиеся материальные предпосылки в интересах своего оздоровления и культурного роста».

Каган А.Г. Как молодежь расходует и как надо расходовать получку
Каган А.Г. Как молодежь расходует и как надо расходовать получку / А.Г. Каган. — Ленинград : Прибой, 1928. — 93 с.

Читать

В каталоге

В Ленинграде при Центральном доме коммунистического воспитания им. М. Глерона (о том, кто был этот Глерон, в интернете никакой информации, а ведь в двадцатые его именем был назван ЦДКВ и пионеротряд) в целях научного изучения проблем воспитания молодежи был создан бытовой кабинет, который начал свою деятельность именно с исследования расходования комсомольцами своего бюджета: «Культурно-бытовая работа находится теперь в центре нашего внимания, но мы еще не знаем, с какого конца подойти к ней… Но вот проработав вопрос о расходовании получки нашей молодежью, мы невольно пришли к выводу, что этот вопрос и есть то самое звено, за которое следует ухватиться, что, изучая этот вопрос, мы невольно погружаемся в самую гущу быта молодняка, даже в такие дебри его, к которым всякие иные пути недоступны», — пишет в предисловии автор.

Среди трех групп молодых людей (разделенных по уровню достатка) было проведено анкетирование, результаты анализа которого и представлены в книге.

«Элементы культурности в личном быту, желание строить его на новых, здоровых, трезвых началах, множатся и говорят о себе колонками цифр „расходных статей“, в которых книги, газеты, нормальное питание, чистое белье завоевывают все большее место. А рядом — тяга к алкоголю, картишкам, биллиардному полю; погоня за модой, „венский шик“, костюм „под Гарри Пиля“ (известный и очень популярный немецкий киноактер. — Прим.автора), и декольте, и косметика „Коти“, из-под которых часто выглядывает нестиранное, замусоленное белье».

Другими словами, на лицо бессмысленное, глупое, в ущерб здоровью, своей производственной и общественной ценности «вольное обращение» с получкой.

У мужской части опрошенных (комсомольцев) самой вредной статьей расхода является алкоголь (курение, конечно, тоже): «Это подлинный бич рабочего парня. Он действует не только на бюджет (поглощая немалую долю его), но, вдобавок, отравляет еще организм пьющего парня…». С точки зрения рационального расходования зарплаты авторы отрицательно оценивают чрезмерный расход на кино, «тем более что значительная часть картин по своему содержанию не всегда отвечает воспитательным задачам молодняка („Над кино обнаглевшия буквы льдяно вспыхивают: «Гарри Пиль». Ухожу от тебя с криком муки, весь разорванный от сексапиль…“)». И излишним признан расход на «сладости», который вместе «с чрезмерным „кинушничеством“ идет за счет вещей более необходимых, как лучшее питание, лишняя пара белья, нужная книга и т. д.». Не лучшим образом обстоит дело с личной гигиеной. На вопрос «Сколько имеешь пар белья?» из 134 парней смогли ответить только 95 человек (70%), причем оказалось, что количество белья на одного человека от четырех до пяти смен (парень тратит на кино 8 руб. ежемесячно, а белья имеет всего две смены — и таких большинство). «Лучше носить модные брюки, чем чистые носки, так как запах чувствуют лишь ближние, а фасон брюк увидят все». (Основные правила модника. Журнал «Смена», 1926 г.).

Примерно треть зарплаты — на «вечеринки», которые устраивались в складчину и на которых также неумеренно употреблялся алкоголь, который «родит хулиганство, и нередко он же прямо или косвенно связан с отдельными случаями „есенинщины“ и самоубийств».

Что касается девушек-комсомолок, то расходы на питание у них выше, чем у парней, и сокращаются эти расходы в основном за счет приобретения предметов модной одежды (а часто и за счет личной гигиены — платье важнее лишних предметов белья, но не шелковых чулок!). Автор подробно останавливается на теме шелковых чулок, поскольку на эту статью расходов уходит действительно много денег («…потому что чулки дрянь, не успеешь надеть, как уже рваные»). Второй по «вредности» расход — косметика: «... косметика плюс шелковые чулки являются таким же уязвимым местом в бюджете женской молодежи, каким для мужского бюджета является алкоголь». Конечно, алкоголь действует на молодой организм более разрушительно, но «разлагающее влияние» косметики ничуть не меньше.

«Косметика — первая ступень вниз: вслед за ней, чаще — рядом, идут половая жизнь, неразбериха в личном быту вообще и плавный, но прогрессирующий отход не только от общественной работы, но и от всякой общественной жизни вообще».

Но самые пропащие «косметчицы», согласно выводам авторов исследования, те девушки, которые делают маникюр, поскольку те девушки, «которые прибегают к маникюру, или совершенно не несут общественной работы, или же их общественная работа чисто механического свойства (как, например, сборщик взносов и т.п.)». Неоднозначна оценка расходов на парикмахерскую, поскольку, с одной стороны, посещение парикмахерской преследует гигиенические цели (содержание волос в чистоте), с другой — косметические цели (завивка и всякая погоня за модой), тут расход «лишен и даже вреден».

Что касается расходов на развлечения, то чрезмерных трат на «кинушничество» у девушек не наблюдается. Правда тут дело не всегда в том, что девушки меньше посещают синематограф, а в том, что «пока еще не вывелся обычай, согласно которому при посещении театра или кино, платить должен „он“, а не „она“. Отсюда и получается, что у парней на театр и кино уходит в общем больше денег, чем у девушек... но девушки из актива (сознательные девушки) не обременяют парня подобным обычаем, и несут этот расход сами».

Вечеринки у основной массы комсомолок-активисток не играют такой большой роли, как у комсомольцев. Вместе с тем, как отмечают авторы исследования, встречаются и «ярко выраженные вечеринковые особы», у которых «все желания, расходы и т.д.» вертятся только вокруг одних вечеринок. В чрезмерных тратах на «сладости» комсомолок упрекнуть нельзя, хотя и бывают случаи, когда «тратят на конфеты, а ходят без сапог».

О сбережениях и долгах. Тут девушки демонстрируют большую умеренность и благополучие: в долг берут реже и размер сумм меньше, кроме того, девушки чаще делают сбережения (вклады в сберегательную кассу и приобретение облигаций госзайма).

И практические советы. Деньги следует расходовать по плану.

«В начале каждого месяца присесть на десять минут и в тетрадку, особо заведенную для этого, заранее занести расходы, которые предвидятся на данный месяц. Тут же прикинуть, хватит ли на предполагаемое очередного заработка… при такой дисциплине в расходовании денег не придется перед каждой следующей получкой „стрелять деньги“ у товарища и непомерно „залезать в долги“. А ведь долги — один из главных признаков бесплановости в хозяйстве».

А лучший способ приобрести дорогостоящие вещи (зимнее пальто, мебель и т.д.), собрать деньги на проведение летнего отпуска — это откладывать деньги понемногу, с каждой получки и надежнее всего в сберкассу, «целевыми взносами» (которые выдаются на руки только тогда, когда уже собрана заранее намеченная сумма). Советы вполне здравые даже и без всякой надстройки в виде коммунистического воспитания.

Подводя итоги, автор приходит к выводу, что повышение получки не скажется на более дисциплинированном отношении к своим деньгам, если воспитательная работа не даст положительных результатов: «Не сколько нужно тебе прибавить, чтобы „на все могло хватить“, а как надо расходовать получку, которую ты в данное время зарабатываешь независимо от ее размеров».

А теперь вернемся в наше время.

Работа над ошибками в личном бюджете. ЮНИСЕФ.
Работа над ошибками в личном бюджете. — М.: ЮНИСЕФ, 2012. — 144 с.

Читать

В каталоге

Пособие адресовано выпускникам детских домов, но полезно для любого молодого человека, который начинает самостоятельную жизнь. В брошюре (без излишнего занудства) изложены приключения девочки Маши (выпускницы детского дома) в большом мире. Она и другие герои повествования, с которыми ее сталкивает жизнь, попадают в различные ситуации и вместе разбираются, как справляться с возникающими проблемами. В тексте есть сноски, в которых указаны нормативные правовые акты, которые использованы при разборе каждой ситуации, и даны некоторые пояснения. Более подробная юридическая информация приведена в примечаниях.

Остановимся на разделе «Планирование бюджета». Как и в книге А. Кагана, тут предлагается взять в руки карандаш (сесть за компьютер — не принципиально), заранее записать свои доходы-расходы, а затем (поскольку там и здесь речь идет о скромных доходах) оптимизировать расходные статьи, чтобы не выйти за рамки личного бюджета. Кроме того, в брошюре приведен разбор самых разных, и актуальных уже для нашего времени, ситуаций, связанных с финансами: новые источники дохода (что такое кредит; стоит ли брать; как выбрать кредитную организацию; на что обращать внимание, читая договор); что такое заем денег у физических лиц, и какие подводные камни бывают при заключении этого вида договоров; как сдать/снять жилье, на что следует обращать внимание здесь, и много другое, очень полезное.

Итог: прошло почти сто лет, но основной метод планирования небольшого бюджета (карандашик и записная книжка) своей актуальности не потерял, а для «облегчения бюджета молодежи» («Как молодежь расходует и как надо расходовать получку») или «сокращения кассового разрыва» («Работа над ошибками в личном бюджете») девочка Маша разумно принимает решение о поиске дополнительной работы. Никакой идеологии — рассчитываем на себя и, вступая в любые договорные отношения, внимательно читаем все, что написано мелкими буквами (знание содержания соответствующих нормативных актов — приветствуется).