Электронная библиотекаМолодежь России

Знание и труд к коммунизму приведут. О системе профтехобразования в СССР

Одной из важнейших задач советской власти было уничтожение трудовой эксплуатации, в том числе — детей (подростков) и молодежи. Потому, одним из первых декретов 1917 года был Декрет о восьмичасовом рабочем дне.

Наряду с другими важными положениями, в нем было указано: «При найме несовершеннолетних лиц (не достигших 18 лет), кроме изложенных выше, применяются следующие правила: а) малолетние, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускаются, б) рабочее время не достигших 18 лет не может быть продолжительнее 6 час. в сутки. Примечание. С 1 января 1919 г. не допускаются к работе по найму все лица, не достигшие 15 лет, и с 1 января 1920 г. — не достигшие 20 лет от роду». Предполагалось, что вся молодежь будет к этому времени вовлечена в систему фабрично-заводского ученичества (фабзауча) и сможет одновременно учиться и получать трудовые навыки.

Но времена были тяжелые, работа была насущной необходимостью, и хоть закон запрещал прием на работу лиц моложе 16 лет, для малолетних — круглых сирот, единственных кормильцев семьи и особо материально нуждающихся было сделано исключение — они могли быть приняты на работу с 14 лет (подростками считались лица в возрасте от 16 до 18 лет; малолетними — с 14 до 16 лет).

Переход в 1921 г. от «военного коммунизма» к «новой экономической политике» (НЭПу) спровоцировал еще одну волну молодежной безработицы (число подростков, занятых в промышленности, сократилось на две трети). Работодателям было не выгодно брать на работу несовершеннолетних, поскольку в действующем в то время КЗоТе (Кодексе законов о труде) существовало положение, согласно которому они, работая по 6 часов в день, должны были получать плату по полной ставке восьмичасового рабочего дня (взрослые рабочие тоже были от этого не в восторге — норма выработки подростка составляла 55% выработки взрослого, а средняя зарплата составляла, соответственно, при этом 81% ).

Как констатировал ЦК РКСМ, ситуация складывалась парадоксальная:

«…чем больше революция завоевывала для несовершеннолетних в смысле улучшения их положения на предприятиях, чем сильнее защищала от эксплуатации, тем меньше охоты частному предпринимателю держать у себя подростка или малолетнего на работе».

Госпредприятиям это тоже обходилось недешево. Положение грозило полным разрушением резерва рабочего класса. Единственно возможной мерой повышения хозяйственной ценности труда молодежи было повышение ее квалификации. А наиболее рациональной формой обучения молодежи была признана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Но раньше, чем школу строить, необходимо было «подвести твердую базу под подростков, оставленных на производстве». Для предотвращения «деклассирования подрастающих кадров пролетариата», а также «лишения хозяйства будущих кадров квалифицированных рабочих» был принят декрет об определенном минимуме количества рабочих подростков в производстве — броня подростков (для разных отраслей и разных типов предприятий, включая частные). Процедура сокращения (увольнения) тоже проходила по правилам: сначала малолетние до 14 лет; потом подростки до 16 лет, работающие во вредных производствах (были установлены группы); чернорабочие; подростки, семьи которых проживают в деревне; конторские служащие. При этом все снятые с работы и зарегистрированные на биржах труда должны были обеспечиваться детским пайком (что было правильно, но выполнялось не всегда, ввиду недостаточности на это средств, которые поступали из фондов социального страхования предприятий крайне нерегулярно).

Особенно тяжелым было положение юношей и девушек, работавших в частном секторе. Для выявления фактов нарушения их прав силами органов охраны труда, профсоюзов и комсомола проводились систематические проверки, а летом 1921 г. ЦК РКСМ специально для частных предприятий разработал типовой договор, в котором фиксировались обязанности нанимателей по охране труда подростков, формы и сроки их обучения. Но помогло это мало: часто молодежь, и особенно подростков нанимали без регистрации на биржах труда; рабочий день достигал 12 и более часов; не все получали заработную плату, многие работали просто за еду. Подробнее об этом в изданиях: Розовский С. Молодежь в ремесленной и кустарной промышленности / С. Розовский. — Москва-Ленинград: Молодая гвардия, 1927. — 95 с.; Пособие для членов РКСМ и ассистентов инспекторов труда. — М., 1922. — 76 с.

Успех работы по соблюдению норм охраны труда зависел и от личной осведомленности молодежи о своих правах. На собраниях и конференциях постоянно слушались и обсуждались доклады о трудовом законодательстве, разъяснялась его роль в регулировании труда. Эти мероприятия способствовали выявлению конкретных фактов нарушений. По линии ВЦСПС, ЦК РКСМ, Народного комиссариата труда и других активно издавались сборники постановлений о труде молодежи; тарифно-экономические справочники; агитационные брошюры, которые в более или менее доступной форме комментировали основные положения трудового законодательства. Одна из них:

Клепеницер И. Подростки на фабрике
Клепеницер И. Подростки на фабрике / И. Клепеницер. — Москва : Изд-во «Долой неграмотность», 1925. — 72 с.

Читать

В каталоге

«По мере развития техники, введения машин труд становится все более простым и потому становится возможным и выгодным более широкое пользование трудом женщин и детей. Капиталисты предпочитают труд детей, как наиболее дешевый. Родители — рабочие и мелкие собственники принуждаются „костлявой рукой голода“ бросать своих детей в объятия бесчеловечной эксплуатации… Только Советская власть положила конец беспощадной эксплуатации, жестокому угнетению рабочей молодежи».

Это брошюра из серии «Библиотечка-Долой неграмотность». Использовалась при обучении грамоте и одновременно информировала о достижениях советского государства в области трудовых прав молодежи (как сейчас говорят — два в одном). В нее включены рассказы о жизни молодых работников (художественные и так себе) в дореволюционной России, в капиталистических странах и в советской стране. В конце каждого — вопросы для самопроверки. Кроме того, в ней есть стихи (не только советских авторов, но и любимого пролетариатом У. Уитмена: «Да здравствует гений всемирных чудес — великий и творческий труд»); тексты революционных песен; цитаты из Маркса и Ленина («Мальчики созданы для работы», — говорили капиталисты. «Молодежи предстоит задача создания коммунистического Общества», — говорил Ленин), а также пословицы и поговорки нового времени («Знания и труд к коммунизму приведут»). Издание снабжено иллюстрациями.

Чтобы получить достаточно полное представление о ситуации с юношеским трудом в 20—30 гг. (период НЭПа), можно пролистать книгу:

Березов Л. Юношеский труд. Положение и перспективы
Березов Л. Юношеский труд : Положение и перспективы / Л. Березов. — Харьков, 1925. — 215 с.

Читать

В каталоге

«Октябрьская революция в корне изменила содержание юношеского труда: из предмета эксплуатации он превратился в основу социалистического образования и воспитания рабочей молодежи… Советская власть считает, что до 16 лет подростку лучше в школе учиться, а с 16 лет пошел прямо работать на предприятия и в школу фабзауча».

Кроме изложения проблем, связанных с молодежной занятостью на этом историческом этапе (главы — «Юношеский труд в эпоху НЭПа», «Неустойчивость положения подростков»), в книге приведено много статистической информации, иллюстрирующей положение трудовой молодежи. Отдельные главы посвящены броне подростков и «реорганизации юношеского труда» — созданию школ фабзауча («Броня подростков в производстве», «Школа фабзауча», «Новый тариф рабочей молодежи», «Перспективы юношеского труда»).

Подробнее о броне подростков (декрете ВЦИКа 1922 г. о предельном минимуме подростков в производстве как новой форме регулирования труда) можно прочитать в следующих изданиях нашей ЭБ: Шварц Г.И. Броня подростков в производстве / Г.И. Шварц. — Москва: Молодая гвардия, 1924. — 48 с.; Быстрицкий М.Г. Новая броня подростков / М.Г. Быстрицкий. — Москва: Вопр. труда, 1929. — 173 с. Обе предназначены для юношеских организаций и органов, работающих в области «труда и обучения рабочей молодежи», а также членов профессиональных союзов.

Теперь немного об организации системы профессионально-технического образования (школ ФЗУ). Подробный очерк о том, как складывались ее теоретические и практические основы, можно узнать из брошюры: Зарецкий М.И. Школа рабочей молодежи / М.И. Зарецкий. — Харьков : Южбюро ред.-изд. отд. ВЦСПС, 1922. — 60 с.

Следует отметить, что, создавая советскую систему профобразования, отечественные специалисты не игнорировали зарубежный опыт.

Дьяков Дм. Профессиональное и рабочее образование в Америке и Австралии
Дьяков Дм. Профессиональное и рабочее образование в Америке и Австралии / Дм. Дьяков ; Под ред. и с предисл. Ар. Михайлова. — Москва ; Ленинград : Молодая гвардия, 1928 (Л. : тип. изд-ва Молодая гвардия). — 102, [2] с.

Читать

В каталоге

Как отмечается в предисловии, несмотря на «определяющую общую черту обеих систем, — насквозь пронизывающую их буржуазно-капиталистическую идеологию», в книге Дм. Дьякова «есть много ценного, заслуживающего серьезного внимания, с целью опытной проверки и приспособления его положительных элементов для нашей школы».

Автор дает подробную картину системы народного образования в Америке (имеются в виду США), отдельное внимание уделяя организации работы учреждений рабочего и профессионального образования разного уровня (Дополнительные школы; Профтехнические школы при заводах и фабриках; Индустриальные школы и курсы специального типа; Профессиональные уклоны в школах II-й ступени; Вечерние школы и курсы; Курсы заочного преподавания; Университетские курсы). В разделе, посвященном системе профессионального и рабочего образования Австралии, помимо обзорной статьи, Дм. Дьяков дает подробное описание работы технического колледжа г. Сиднея (штат Новый Южный Уэльс).

Несмотря на то, что в начале процесса организации системы профтехобразования СССР существовало несколько типов школ рабочей молодежи: школа-фабрика; школа-мастерская; ученический цех на фабрике или заводе; ученические бригады; школы индивидуального ученичества; школы-клубы (без ученичества, где подростки не были заняты трудом, являющимся основой их дальнейшей квалификации (это про то, что при советской власти подросткам запрещалось работать на вредных производствах — горное дело, химия и т.п.), основным звеном системы рабочего образования стали школы ФЗУ. Именно они вплоть до 1939 г. успешно готовили кадры для советской промышленности.

В ФЗУ принималась молодежь 14-18 лет, имеющая начальное образование, а после 1930 г. (в связи с успехами советской образовательной реформы), закончившая семилетку, что позволило снизить сроки обучения с трех-четырех до полутора-двух лет. Не надо думать, что в ФЗУ принимали всех подряд: помимо соответствующего социального происхождения, нужно было еще выдержать вступительные экзамены. В то время школа ФЗУ была «социальным лифтом» — потом можно было получить направление на рабфак и стать специалистом с высшим образованием.

«Сегодня парень, работая на производстве хотя бы чернорабочим, знает, что если он станет заниматься на технических курсах, — он приобретет квалификацию. Работая квалифицированным рабочим и дальше учась, — он может стать мастером. При заводах есть втузы, техникумы; если у парня есть желание, — он может стать техником, инженером. Сегодня молодежь уверена в завтрашнем дне, она знает реальные перспективы своего развития»

Журнал «Смена», 1936 г.

Ситуация изменилась в конце 1939 г. 1 сентября Германия вторглась в Польшу. В Европе начались военные действия, и советское государство бросило все силы на обеспечение своей обороноспособности, в том числе на укрепление базовых отраслей экономики.

В 1940 году началось то, что можно назвать трудовой мобилизацией. Почти одновременно было принято несколько документов: указ о государственных трудовых резервах СССР, согласно которому от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи ежегодно должны быть мобилизованы в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), созданные на базе ФЗУ (учащиеся как мужского, так и женского пола школ фабрично-заводского ученичества, реорганизуемых в ремесленные и железнодорожные училища и в школы фабрично-заводского обучения, пользовались преимущественным правом приема в ремесленные училища, железнодорожные училища и в школы фабрично-заводского обучения). Срок обучения в ФЗО составлял всего 6 месяцев. Самовольный уход из училищ и ФЗО, а также систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение, каралось заключением в трудовые колонии сроком до одного года (по приговору суда). Выпускники учебных заведений системы Государственных трудовых резервов получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года, при этом все они пользовались отсрочками от призыва в Красную армию и Военно-морской флот «на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях».

Еще одним документом, стимулирующим приток молодежи в школы ФЗО и ремесленные училища, стало постановление о введении платы за обучение в 8-10-х классах средних школ, техникумах, педучилищах и других средних специальных заведениях, а также в вузах. В нем говорилось, что «учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся». Впрочем, плата была не слишком высокой, и действовал достаточно широкий список исключений.

Что касается правового положения юношеского труда в СССР, то в нашей библиотеке есть достаточное количество изданий, иллюстрирующих эволюцию процесса государственного нормотворчества (см. рубрику «Труд несовершеннолетних»). Для визуализации темы, можно посмотреть диафильм: Трудовые права советской молодежи. Студия «Диафильм», 1983 г. / 1984 г.

Трудовые права советской молодежи
Трудовые права советской молодежи. Студия «Диафильм», 1983 г. / 1984 г.

Смотреть

Небольшое послесловие. В начале 1960-х школы ФЗО вместе с другими профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов были преобразованы в профессионально-технические училища — ПТУ. В 2013 г., после объединения системы начального профессионального образования со средним профессиональным образованием, многие ПТУ получили статус колледжей и техникумов (но ПТУ тоже остались).

Плата за обучение была отменена в 1956 году, после смерти Сталина (Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» от 6 июня 1956 года).

И наконец: Декрет 1917 г. о восьмичасовом рабочем дне до сих пор числится в базе Минюста и прекратит свое действие только 1 февраля 2020 г., после реализации реформы, получившей название «регуляторной гильотины» (отменяющей действие неактуальных нормативных актов СССР и РСФСР), инициатором которой стал наш премьер Д. Медведев. Но волноваться не стоит, прекращение действия этого декрета не изменит продолжительности рабочего дня, поскольку эта норма зафиксирована в актуальном Трудовом кодексе РФ).