Электронная библиотекаМолодежь России
Подборка месяца

«Будь готов! Всегда готов!» От скаутов к пионерам

Принято считать, что пионерскую организацию создал комсомол.
В действительности история ее создания была достаточно драматичной и проходила в обстановке жесткой борьбы между комсомолом и руководителями Наркомпроса.

После революции 1917 года, государство (компартия и совет народных комиссаров — правительство РСФСР), с первых дней возвело заботу о воспитании, здоровье и физическом развитии подрастающего поколения в ранг всенародной заботы. Другой важной задачей в тот период было всеобщее военное обучение. И вот, летом 1918 года Наркомпрос (отвечал за умственное и нравственное развитие подростков и молодежи), Наркомздрав (отвечал за сферу физической культуры, гигиены, первой помощи) и Всевобуч (военная подготовка масс), решили создать организацию для физического воспитания и военной подготовки юного поколения граждан советской республики, основанную на классовых принципах и безусловно коммунистическую. Так появилась Организация юных коммунистов — юков (юкскаутов).

Организация юных коммунистов «ЮКИ», воспитание пролетарской молодежи по системе «Скаутинг»
Организация юных коммунистов «ЮКИ», воспитание пролетарской молодежи по системе «Скаутинг». — Москва, 1919. — 46.

Читать

В каталоге

Издана Комитетом памяти В.М. Бонч-Бруевич (Величкиной) — партийного деятеля, педагога, врача (лечила Ленина после покушения), литератора. Именно она первой предложила использовать скаутинг в коммунистических целях, — «…При прежнем строе мы были горячими противниками бойскаутизма, но лишь в силу того, что видели в этой организации на нашей российской почве возможную подготовку белогвардейцев, по существу же, бойскаутизм построен на знании психологии молодежи, на учете ее духовных потребностей и содержит в себе здоровое ядро». В новых условиях надо было только повернуть скаутинг в правильное русло, разработав для юных коммунистов собственное руководство (как это сделал для бой-скаутов Баден-Пауэлл), но «пропитанное коммунистическим духом». К сожалению, Вера Михайловна не успела увидеть результата своей инициативы, поскольку в конце 1918 года скоропостижно скончалась от испанки (разновидность гриппа), но организация была создана, руководство написано, и оно перед нами.

«Кто такие юки? Юки — юные коммунисты — это дети пролетариата, поставившие своей целью создание организаций отрядов полувоенного типа, общежитий и трудовых дружин, пользуясь для этой цели английской системой общественного, личного и трудового самовоспитания „скаутинг“, почему членов этих организаций называют иногда юк-скаутами».

Брошюра мало похожа на книгу Баден-Пауэла, поскольку большую ее часть занимает идеологически выдержанный очерк, содержащий критику скаутизма. « Создать новое, бодрое поколение, здоровое телом и духом, исполненное мужества и самоотвержения и снабженное производительными трудовыми навыками, — вот цель системы скаутинг, но школа буржуазного общества вооружается всеми средствами, чтобы сделать из ребенка приверженца и послушное орудие капиталистического строя». В том числе, — «отвлечением ребенка и юноши от социальных проблем в сторону безобидного спорта и атлетики, детских обществ и наивных, примитивных развлечений».

При этом, авторы отмечают, что практическая ценность системы «скаутинг» доказана, и скаутские организации успешно существуют во многих странах за рубежом, но при этом налицо «внутреннее противоречие скаутизма — хорошая идеальная форма и очень скверное содержание».

В качестве отрицательного примера, демонстрирующего «скверное содержание» скаутинга, приведена Америка, где капитал взял к себе на службу идеи Баден-Пауэла «создавая здоровый дух мещанства в здоровом теле» и в результате получил замечательный (для буржуазного класса) результат, — «Американец превращается в цивилизованного зверя…Заражаясь еще на ученической скамье узким национализмом и религиозным лицемерием, являясь великолепным образчиком того, что можно сделать из человека, дрессируя его с самых первых шагов сознательной жизни в направлении выгодном и нужном для капиталистического строя». Советская же Россия, используя все приобретения и завоевания прогрессивной педагогики запада, школьной санитарии и науки, создаст правильную систему воспитания, потому что «только социалистический строй дает возможность покончить со внутренним противоречием бой-скаутизма». При этом цель, создать новое поколение, здоровое телом и духом, исполненное мужества и самоотвержения и снабженное производительными трудовыми навыками не оспаривается.

«Характер, а не книжное учение, как бы ценно оно ни было, создает настоящих людей, которые обладают чувством долга и чести, умеющие управлять собой и работать с энергией и настойчивостью даже в неблагоприятных условиях».

И юки (юкскауты), приемля систему «скаутинг» в той мере и объеме, в которых она не противоречит их пролетарскому и коммунистическому мировоззрению, будут стремиться создавать из своих членов именно таких людей. Далее идет компиляция книги Баден-Пауэла «Юный разведчик»: описание игр, рекомендуемых для развития полезных качеств и физического развития («В поисках следов», «Тревога в лагере», «Освобождение пленника», «Неприятельский костер», «Охота на лис» и др.); практические программы для юков III, II и I разрядов; устав (уже собственный, подредактированный в русле задач коммунистического воспитания) и юкский гимн. В конце брошюры приведен список учреждений юк-скаутов, находящихся под общим руководством Школьно-санитарного отдела Народного комиссариата здравоохранения в Москве (там были созданы первые отряды). (Кстати, юки носили красные галстуки, как будущие юные пионеры).

Практически одновременно созданный комсомол (РКСМ) смело взял на себя задачу по объединению молодежи и воспитанию ее в духе коммунизма, одновременно объявив непримиримую войну прежним контрреволюционным и буржуазным организациям детей и молодежи (любым), поскольку вся эта работа должна быть объединена в руках РКСМ. И потому любые попытки создания самостоятельных молодежных структур (не обязательно буржуазных, а к примеру, при профсоюзах) воспринимались как посягательство на право и авторитет комсомола. Стабильно враждебно относились комсомольцы к скаутским организациям. II съезд РКСМ в октябре 1919 г. признал негодность скаутской системы для коммунистического воспитания, и высказался за роспуск скаутских организаций. Так же сурово обошелся съезд и с юками, которые «являются механической склейкой буржуазной скаутской системы и коммунистических фраз и ни в коем случае не могут выполнять задачи физического воспитания пролетарской молодежи». Они тоже подлежали немедленному роспуску, тем более, что многими юкскими организациями руководили старые скаут-мастера, которые (кто по идеологическим соображениям, кто просто по неумению) не проводили должной политработы, избегали контактов с РКСМ, стремясь к организационной самостоятельности, что и в результате и привело к ликвидации юков, не смотря на государственную поддержку.

Так определились два направления (на этом этапе): РКСМ — за полную ликвидацию всех буржуазных организаций, а работа с молодежью должна вестись исключительно в ячейках комсомола; Наркомпрос — за создание новой коммунистической организации.

Несмотря на то, что первая попытка создать коммунистический скаутинг не удалась, Наркомпрос, с привлечением педагогов, а также левых, лояльных к новой власти, скаут-мастеров, таких как Иннокентий Жуков («старший друг скаутов», секретарь петербургского отделения Всероссийского общества «Русский скаут», педагог), продолжил изучение возможностей скаутинга, применительно к задачам коммунистического воспитания.

В ноябре 1921 года Н.К. Крупская выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию» Доклад был опубликован брошюрой, — «в дискуссионном порядке», — под заглавием «РКСМ и бойскаутизм», позже переиздан. В нашей коллекции представлено второе издание.

Крупская Н.К. РКСМ и бойскаутизм
Крупская, Н.К. РКСМ и бойскаутизм / Н.К. Крупская. — Москва : Красная новь, 1923.— 54 с.

Читать

В каталоге

«Главная цель брошюры: с одной стороны, подчеркнуть все отрицательные стороны бойскаутизма, с другой указать на целесообразность бойскаутских методов…Эти методы должны практиковать союзы молодежи; РКСМ; должны они быть внесены и в практику школы II ступени». Надежда Константиновна, со всем революционным пылом критикуя систему в целом, подробно анализирует содержание методов воспитания, принятых в скаутинге, отмечая, что враждебное отношение РКСМ к бойскаутизму безусловно оправданно, но, если он (РКСМ) серьезно претендует на воспитание молодого поколения и «имеет хоть малейшее представление о тех колоссальных задачах, которые стоят перед этим поколением, а не занят ребячьим подражанием взрослым, должен как можно скорее внести эти методы в свою практику».

При этом, как можно понять из авторских предисловий (к первому и второму изданию — в брошюре есть оба), комсомол своих позиций не сдал, своего отношения к скаутизму, «стабильно враждебного», не изменил и дискуссия между Наркомпросом и РКСМ по поводу возможности использования скаутизма продолжилась. Только когда было определено, что скаутские методы должны применяться не в комсомольской работе, а исключительно в работе с детьми, РКСМ подключился к разработке концепции детской коммунистической организации.

«Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ под руководством ЦК».

Из резолюции II Всероссийской конференции РКСМ (19 мая 1922 г.)

При ЦК РКСМ было создано Центральное Бюро детских групп (Главквартира Юных Пионеров), в которое вошли О. Тарханов —председатель (от РКСМ), А. Луначарский, Н. Крупская и бывшие скаут-мастера (И. Жуков, А. Брюшков, А. Самцов и В. Зорин). Назвать организацию пионерской, а её участников пионерами предложил И. Жуков, как и многие другие заимствования у скаутинга: структура организации (отряды, патрули, звенья); форма; символы — галстук (теперь красный), призыв «Будь готов!»; законы и обычаи, салют, горн, барабан, лагеря, походы и многое другое. На протяжении 1922 года в целом ряде городов и селений появляются пионерские отряды. Первые отряды создавались в пролетарской среде при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ, сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах.

В октябре 1922 г. 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака», были утверждены законы юных пионеров, Торжественное обещание и Железный закон юных пионеров («Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящихся...»).

«Мы живем в эпоху обостренной классовой борьбы. Поэтому детское движение, как и всякое пролетарское движение, должно прежде всего себе ставить целью организацию, сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата. ….. Эти цели могут быть достигнуты лишь в том случае, если в основу детского движения будет положено приучение детей:

а) к социальному сожительству (личность существует только в обществе);

б) общественному труду (ценность творческого труда для общества);

в) стремлению к классовому идеалу;

г) активности в борьбе за этот идеал;

д) стремлению к знанию».

Из тезисов доклада на политсекции 5-го съезда РКСМ.

21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя В.И. Ленина, а в марте 1926 года она получила официальное название — Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования). Руководство было возложено на РКСМ. Кстати, первые пионеротряды при школах не создавались, только после 1923 г. в школах появились форпосты — передовые отряды школы, которые с 1925 года стали называться пионерскими форпостами, базами), и вскоре школа стала единой базой пионерской организации. В конце 20-х в школах, где было более 320 учащихся была введена штатная должность пионервожатого, работа которого была под контролем комсомола и органов системы образования.

Что касается скаутов (как организации), то согласившись с инициативой Наркомпроса и приняв педагогические приемы и методы скаутинга, РКСМ сделал все, для их полного уничтожения и забвения, привлекши к процессу ЦК партии, ГПУ и Всевобуч (в рамках борьбы с некоммунистическими организациями молодежи, а также с их «легальными прикрытиями в контрреволюционных целях»). Единственной общественно-политической организацией, «учитывающей, организующей и направляющей (под руководством компартии и комсомола) в коммунистическое русло инициативу и активность детей» была провозглашена пионерская организация, а единственной массовой организацией молодежи — комсомол.

Да и Надежда Константиновна, став членом Центрального бюро детских коммунистических организаций при ЦК ВЛКСМ, изменила свое отношение к скаутизму, постепенно заняв крайнюю антискаутскую позицию (изумлявшую даже соратников по партии). Вот так, в ее изложении, стала выглядеть официальная версия возникновения пионерии.

«В капиталистических странах буржуазия старается всячески влиять на подростков, чтобы воспитать из них себе покорных, преданных слуг. Старается буржуазия повлиять на детей, организуя их досуг, организуя особые детские организации. В Англии буржуазия старается вовлечь детей рабочих, детей обывателей в так называемую бойскаутскую организацию. … И вот в 1922 г. комсомол под руководством партии решил начать организовывать ребят — создавать пионерскую организацию. Тогда было много спора, надо ли создавать какую-то особую детскую организацию, как ею руководить, что она должна делать. В январе 1922 г. я написала письмо комсомолу, что он должен взять под свою заботу, поставить под свое влияние наших ребят-подростков, помочь им организоваться, растить из них себе хорошую, крепкую смену».

Н.К.Крупская «О возникновении пионерской организации» (письмо пионерам) 1938 г.

Про реорганизацию системы скаутинг, применительно к целям коммунистического воспитания ни слова.

Следующая книга:

Гессен В.Ю. Комсомол и юные пионеры: очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР
Гессен, В.Ю.Комсомол и юные пионеры: очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР / В.Ю. Гессен. — Москва- Ленинград: Гос. изд-во, 1926. — 160 с.

Читать

В каталоге

Гессен, В.Ю.Комсомол и юные пионеры: очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР / В.Ю. Гессен. — Москва- Ленинград: Гос. изд-во, 1926. — 160 с.

Это одно из первых изданий, в котором последовательно изложена история создания РКСМ и пионерской организации (официальная версия, которая начала складываться после 1926 г.). В начале книги дан подробный очерк истории деткомдвижения, начиная с февральской революции. Следующий раздел — история создания РКСМ.

Раздел, посвященный пионерам, написан достаточно подробно и событийно точно, но подан, так, чтобы у читателя не осталось сомнений, благодаря чьим усилиям появилась пионерская организация (конечно РКСМ!) и в какой тяжелой борьбе с идеологическими врагами (скаутами), а порой и соратниками (Наркомпросом) это происходило. Далее идут статьи, которые раскрывают содержание работы пионерской организации во всем ее многообразии: общественно-политическая деятельность юных пионеров; пионеры — проводники нового быта; пионеры и беспризорные дети и т.д. Завершает книгу статья, посвященная современному состоянию деткомдвижения в капиталистических странах.

К слову сказать, уже ликвидировав скаутов, комсомол про них не забыл и еще долго продолжал обличать классового врага в статьях периодической печати и брошюрах, в основном предназначенных для сети политучебы. Таких как эта:

Ростовцев А. Борьба за молодежь в капиталистических странах
Ростовцев, А. Борьба за молодежь в капиталистических странах / А. Ростовцев. — Ленинград : Прибой, 1930. — 71 с.

Читать

В каталоге

Вступительная статья своим идеологическим накалом просто сбивает с ног. «В острой классовой борьбе, охватившей все европейские страны и Америку, важнейшей ставкой стала молодежь. Тысячи тонко продуманных приемов пущены в оборот, чтобы завладеть опорой будущего — подрастающим поколением. Важнейшими из них являются: школа (обрабатывает начерно, процеживает через свой идеологический фильтр...Она с малых лет отделяет овец от козлищ… Школа — это прививка элементарных навыков, необходимых благонамеренному гражданину); церковь (отучает от самостоятельного мышления; действует на чувства ребенка пышной театральностью обрядов, таинственностью исповеди); воздействие через разнообразные детские и юношеские организации (подачками создают видимость экономически-привилегированного положения своих членов, стараются отвлечь пролетарский молодняк от классовой борьбы); через кино, театр, печать и книгу. И наконец прямая беспощадная борьба с „сорняком“, уже „пропитавшимся коммунистическим ядом“ — это открытый террор, вплоть до расстрелов, экономический зажим, удушение голодом и безработицей».

Далее автор подробно препарирует и развенчивает каждый из «капиталистических» приемов. Скаутам посвящена отдельная глава (стр. 71). «Организация скаутов, в отличие от фашистских организаций, формально аполитична и старается прослыть безупречной внеклассовой организацией, якобы проникнутой идеалами общечеловеческой гуманности», — это камушек в огород одного из создателей пионерии И. Жукова, который был приверженцем альтруистической, рыцарской модели скаутинга, в центре которой должны были находиться гуманистические идеалы, забота о людях, о животных, об окружающей среде и пытался игнорировать буржуазную сущность скаутизма.

«Скаутизм — это активное выполнение пустяковых „добрых дел“, скаутизм — это мелочная помощь „ближнему“,…система тренировки, через длительную игру на лоне природы, всех физических и нравственных качеств, полезных буржуазии».

Далее идет традиционная критика противника (за внеклассовую солидарность, милитаризм и за то, что основатель скаутизма генерал Баден-Пауэлл — «циничный английский империалист»). При этом автор отмечает увлекательность методов работы, педагогические навыки скаутмастеров «психологически близких к детской среде» и то, что «лагеря, спорт, технические навыки, экскурсии, знание чужих стран и выработка крепких личных качеств у скаутов поставлены лучшее и более умело, чем в любой другой буржуазной юношеской организации». Завершая главу о скаутах А. Ростовцев напоминает, что пока буржуазия всеми силами и хитрыми уловками (одна из которых скаутизм) старается отвлечь молодежь от борьбы, «требуется усиленная контрработа наших детских и юношеских организаций», чтобы «оторвать тех ребят, которые вовлечены в буржуазные организации».

Вот такая история. К началу 30-х комсомол окончательно размежевался со скаутизмом, признав его «одним из орудий порабощения пролетариата». Но права была Надежда Константиновна, которая в своем знаменитом докладе писала, — «…в бойскаутизме есть что-то такое, что неудержимо влечет в его ряды молодежь, что дает молодежи удовлетворение, заставляет привязаться к организации». В 1940 году Аркадий Гайдар напишет свою знаменитую повесть «Тимур и его команда», и тимуровское движение — «длительная игра», цели которой «забота о людях» и «активное выполнение пустяковых «добрых дел», станет на десятилетия необыкновенно популярным (не только в СССР). Гуманистические идеалы русских скаутов оказались востребованными.