Электронная библиотекаМолодежь России
Подборка месяца

Детские и молодежные движения России.
Общество «Маяк»

Первые детские и юношеские (молодежные) движения появились в России в конце IXX — начале ХХ века. В то время влияние на молодежь различных общественных институтов заметно преобладало над государственным. Это были военно-физкультурные и религиозно-просветительские общества и союзы, о которых мало кто сегодня знает, кроме специалистов. Поэтому рассказ о книгах, повествующих о деятельности этих организаций, и необходимые сведения о самих организациях мы разделим на несколько частей, чтобы уделить внимание каждой, поскольку все это — малоизвестные эпизоды отечественной истории.

Первые детские и юношеские (молодежные) движения появились в России в конце IXX — начале ХХ века. В то время влияние на молодежь различных общественных институтов заметно преобладало над государственным. Это были военно-физкультурные и религиозно-просветительские общества и союзы, о которых мало кто сегодня знает, кроме специалистов. Поэтому рассказ о книгах, повествующих о деятельности этих организаций, и необходимые сведения о самих организациях мы разделим на несколько частей, чтобы уделить внимание каждой, поскольку все это — малоизвестные эпизоды отечественной истории.

Начнем с «Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей» («Маяк»).

Инициатором его создания стал известный американский филантроп Джеймс Стокс, член и активный участник международной организации «Юношеская христианская ассоциация» (YMCA), прибывший в Россию в 1900 году с целью распространения опыта организации и создания новых обществ на российской почве.

В виде отступления следует отметить, что YMCA (Young Men’s Christian Association) успешно действует в настоящее время и имеет отделения в 130 странах мира. Те, кто постарше, наверняка вспомнят ходившие по рукам книги эмигрантского издательства Имка-пресс (YMCA-Press), которое издавало многие произведения советского самиздата (А. Солженицына, М. Булгакова, Ю. Домбровского, В. Шаламова и многих других писателей). А в начале своей деятельности (примерно с 1930-х гг. ХХ в.) издательство занималось распространением русскоязычной литературы (преимущественно трудов философов и богословов, высланных из советской России).

Мы хотим представить две книги, посвященные деятельности «Маяка». Они прекрасно иллюстрируют деятельность российского общества в развитии. Первая —

Два года жизни и деятельности первого в России учреждения на пользу трудящейся молодежи — Комитета для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития, состоящего под почетным попечительством его высочества принца Александра Петровича Ольденбургского (22 сентября 1900 — 22 сентября 1902 года).
Два года деятельности Комитета содействия молодым людям в нравственном и физическом развитии в Петербурге — С.-Петербург: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. —79 с.

Скачать

В каталоге

Как следует из названия, почетным попечителем российского учреждения стал его высочество принц А.П. Ольденбургский — наш отечественный государственный деятель, просветитель и филантроп. (Если кто помнит замечательную эпопею Ф. Искандера «Сандро из Чегема», то в первой книге глава третья посвящена именно ему.)

На церемонии открытия в 1900 году была провозглашена цель создаваемого учреждения: «содействие молодым людям в нравственном и физическом развитии». В выступлении председателя «Комитета для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития в Санкт-Петербурге» (первоначальное название) уточнялось: «Многие из трудящихся молодых людей вынуждаются тяжелыми жизненными условиями начинать самостоятельную жизнь, не окончив среднего образования, и постоянно страдают от невозможности пополнить этот недостаток. Другие испытывают все трудности, соединенные с полным одиночеством, отчужденностью от общества сверстников, недоступностью для них чтения, умственных и эстетических занятий. При таких условиях общий нравственный, умственный и физический уровень трудящихся молодых людей неизбежно понижается, отчего страдают прежде всего они сами, а затем и общество, которое нуждается в их труде».

Д. Стокс в своем выступлении дал молодым людям четыре совета, которые впоследствии неуклонно соблюдались администрацией и посетителями: содействовать умственному, нравственному и физическому развитию трудящихся молодых людей; воспитывать их религиозно в духе господствующего в стране вероисповедания — православия; помнить, что в стенах общества не может быть места политике; вести дело в духе взаимной любви и доверия.

Трудно не привести еще один абзац из речи Стокса, не имеющий прямого отношения к принципам деятельности организации, но характеризующий российско-американские отношения того времени.

«Если вы спросите, почему американский гражданин, не живущий в России, заинтересован в заботах о молодых людях в Вашем государстве, я скажу, что большая часть моей жизни проведена в подобной работе по всему миру и, кроме того, я никогда не могу забыть, что Россия — исторический друг моей родины. Я помню, как будучи мальчиком, я следил за судами русского флота на американских водах, посланными туда правителем этой великой державы как выражение нам дружбы во время междуусобной войны. Много раз уже Россия доказывала свое уважение к нашей родине, и каждый американец счастлив случаю выразить ей свою признательность».

Как следует из отчета о первых двух годах существования, деятельность учреждения была успешной: к концу 1902 года число постоянных посетителей (разного вероисповедания) составляло 1261 человек. Кроме религиозного и общего образования большое внимание уделялось эстетическому развитию молодых людей и поддержке товарищеских отношений. С этой целью была открыта игровая комната, где посетители могли провести свободное время за игрой в шашки или шахматы (карты были запрещены); функционировал буфет. Были открыты классы обучения игре на разных инструментах (включая скрипку и рояль), а также классы хорового и сольного пения и оркестровой игры на великорусских (балалайка, гусли и др.) и медных духовых инструментах (театральные постановки и танцы также не допускались).

В отчет включены развернутые сведения обо всех направлениях обучения, о финансовых поступлениях и расходах. Приведено меню буфета с ценами. В книге много фотографий. В конце дана подборка отзывов и сообщений о жизни и деятельности учреждения, опубликованных в прессе.

Вторая книга —

Рейтлингер Н.А. Десять лет деятельности «Маяка»
Рейтлингер, Н.А., Десять лет деятельности «Маяка»/ Сост. чл. и секретарь Совета О-ва Н.А. Рейтлингер. — С-Петербург: Типогр. Гл. Упр. Уделов, 1911. —42 с.

Скачать

В каталоге

Как следует из отчета, учреждение благотворно развивалось и за 10 лет достигло больших успехов. Было приобретено собственное здание (существует и сейчас — ул. Маяковского, д. 35). Был утвержден постоянный Устав (1902 г.), согласно которому постоянными посетителями могли быть лица мужского пола любых вероисповеданий, не моложе 17 лет (кроме учащихся учебных заведений, нижних воинских чинов и юнкеров, а также граждан, ограниченных в правах по суду). В 1905 году положения Устава были уточнены и согласно окончательной редакции в постоянные посетители принимали только христиан, при этом лица нехристианских вероисповеданий, принятые по правилам прежнего Устава, могли оставаться, «буде пожелают», в числе постоянных посетителей. Сам Комитет в 1905 г. был переименован в «Общество содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей» с сокращенным наименованием «Маяк». За 10 лет «Маяк» стал своеобразным клубом молодых людей, которые занимались спортом (прекрасное оснащение гимнастического зала, наличие душевых отмечалось всеми), посещали учебные курсы (стенография, машинопись, бухгалтерия) и лекции по истории, литературе, искусству; обучались игре на музыкальных инструментах, по воскресеньям ходили на экскурсии или участвовали в велосипедных походах. В основном это были юноши от 17 до 25 лет, христианских вероисповеданий (большинство — православные), которые служили в различных правительственных, акционерных и частных учреждениях (рабочие — 2%). При Обществе было открыто «Бюро для приискания занятий» для посетителей «Маяка». Стоит иметь в виду, что «Маяк» не был благотворительным учреждением. Одной из своих главнейших задач общество считало содействие самообразованию молодежи, а главным принципом — «не давать ничего даром, но предлагать все, что в силах дать, за возможно меньшую плату». Вечерние классы и курсы были платными (разумеется, плата эта не покрывала расходов, основным источником средств были пожертвования). Духовные беседы, часть лекций, концерты, образовательные и увеселительные экскурсии проводились бесплатно. Лекции читались видными учеными и общественными деятелями того времени, сочувствующими идеям организации.

В конце книги дан подробный отчет о праздновании десятилетия «Маяка». Также, как и предыдущий отчет, этот щедро снабжен фотографиями.

Сведения о деятельности «Маяка» можно найти и в других книгах нашей библиотеки, посвященных истории юношеских и молодежных организаций.

И коротко о том, чем закончилась история первой в России неполитической, некорпоративной, светской молодежной организации, созданной и поддерживаемой не государством, а обществом, добровольно принявшем на себя часть забот по решению проблем молодого поколения. Маяк успешно существовал, развивался при широкой общественной поддержке вплоть до революции 1917 года. После революции деятельность его была прекращена практически сразу. В сентябре 1918 года вышел декрет о национализации собственности общества «Маяк». Американские граждане покинули Россию, русские секретари были арестованы, но позже выпущены за отсутствием состава преступления. А месяцем позже распоряжением областного Петроградского комиссара по просвещению «Маяк» был закрыт.

Однако покинул Россию Христианский союз молодых людей не сразу. В районах, находившихся под контролем белогвардейцев и союзнических армий, его деятельность продолжалась. Союз организовывал образовательные классы, спортивные площадки, летние лагеря для мальчиков, показательные хозяйства в деревнях, бесплатные столовые. Дольше всего (до 1923 г.) деятельность Христианского союза продолжалась на Дальнем Востоке (во Владивостоке весной 1922 г. был зарегистрирован Христианский союз молодых женщин — общество «Женский „Маяк“»).

На территории Советской России представители ХСМЛ продолжали оказывать благотворительную помощь студентам, профессорам и ученым. Некоторое время представитель Союза содействовал проведению программы физического и спортивного воспитания среди московского студенчества. Окончательно всякая деятельность ХСМЛ на территории России была прекращена в 1926 г.